Как сделать якорь для лодки

Якорь – один из важнейших атрибутов судоходства и рыбной ловли с использованием лодок и катеров. Известно более двух тысяч разновидностей этого устройства, имеющих патент. Конструкция и форма якорей постоянно совершенствуются.

На рынке снаряжения для лодок и катеров якоря представлены как товар с одним из наибольших ассортиментов. Но многообразие условий, в которых они используются, не позволяет создать одного универсального якоря для всех случаев жизни.

Многие собственники лодок и катеров делают якорные устройства самостоятельно, адаптируя их к реальным условиям использования и к особенностям своих судов. Некоторые рекомендации в отношении самостоятельного изготовления якорей приведены в этой статье.

Определение веса якоря и характеристик якорного каната

Важнейшая характеристика якоря, определяющая надежность фиксации лодки или катера на месте стоянки – его держащая сила, величина которой зависит от массы якоря.

Наиболее прочные среди материалов, применяемых для производства канатов – синтетические. Нейлоновые и капроновые тросы имеют большую по сравнению с веревками из натуральных материалов прочность, более устойчивы к разложению, в меньшей степени подвержены воздействию температуры и влажности.

Одно из общих правил выбора троса: разрывное усилие троса должно превышать вес якоря в семьдесят раз.
Некоторые сведения о характеристиках, используемых на практике синтетических канатов для катеров внутреннего плавания, приведены в таблице.

Длина, м Толщина, м

Скобками обозначены значения для морских судов.

Наряду с расчетом массы якоря с использованием формул и таблиц используются и упрощенные алгоритмы определения этого параметра. Для надежного закрепления судна вес его якоря должен составлять около 10% веса плавучего средства. Или еще один принцип расчета, показавший свою эффективность: масса якоря должна составлять 1% длины судна.

Какое количество якорей необходимо на судне

Для крупных судов требованиями судоходства предусматривается наличие трех якорей: основного, станового с весом на 20-30% меньше основного и шлюпочного. Охотники и рыболовы, как правило, используют два якоря на судне, опуская их с кормы и носа и исключая вращение лодки.

Выбор якоря: разновидности и особенности

Якорь – устройство, используемое на воде и обеспечивающее безопасность людей, необходимо выбирать с особой тщательностью с учетом требований, предъявляемых к якорному устройству.

Назначение якоря – фиксировать положение судна при любой силе ветра, величине волн и стремительности течения. Самый тяжелый якорь, не означает – лучший. Квадратная гиря в 20 кг, не имея сцепления с донным грунтом, не удержит лодку на месте, а 8 — килограммовый якорь с этой задачей справится.

Наибольшее практическое применение получили следующие конструкции якорей:

Адмиралтейский якорь – устойчив на всех донных грунтах. Однако уступает якорям, которые погружаются в дно двумя лапами (якорь Холла). Недостатки: сложность подъема и неудобство при хранении из-за значительных размеров лап и штока. Кроме того, стандартная конструкция этого якоря предусматривает его неудобное закрепление с помощью разводной чеки. Вместо этой конструкции часто используют стопорную шайбу с пазом.

К штоку приваривают шип и в той его части, которая проходит через веретено, надевают шайбу. Шип и паз имеют размеры, позволяющие шипу свободно проходить через паз. Шток фиксируется при повороте шайбы и ее перемещении к веретену. Проворачиванию штока препятствует еще один шип, установленный на нем и заходящий паз отверстия веретена.

Якорь Матросова с повышенной силой удерживания используется для крупных яхт и катеров.

Якорь-кошка получил широкое применение на небольших судах. Удобно складывается для хранения и может применяться для поиска затонувших предметов, тросов или цепей.

Простейшие якоря из подручных средств – спортивная гантель весом 5-10 кг., пластиковая бутылка с песком внутри, наполненный гравием мешок, связанные веревкой кирпичи, свинцовые слитки в форме блинов и т.д.

Самодельный сварной якорь Курбатова — пример одной из удачных самодельных разработок якоря. Отличается конструкция якоря Курбатова от якорей Матросова и Данфорта количеством лап (у Курбатова она одна) и веретеном, имеющим раздвоение. Принцип работы: планка, соединенная с лапой, при движении якоря задевает дно и разворачивает лапу, направляя ее в грунт.

Якорь успешно работает в условиях большинства донных грунтов и имеет возможность увеличения веса. При использовании якоря в условиях каменистого дна на его конце может быть закреплен дополнительный груз – болванка из металла весом в несколько килограмм.

Изготавливается якорь этой конструкции из восьмимиллиметровой проволоки, двенадцатимиллиметрового прута и трёхмиллиметрового стального листа.

Якорь «Трайдент» — зарубежный аналог якоря Курбатова. Конструкция «Трайдента» незначительно отличается от устройства якоря Курбатова. Лапа этого якоря шире и имеет форму гребня с тремя зубцами, которая легко удерживает якорь на песчаном дне, илистых отложениях или камнях.

Планка, установленная по ширине лапы, при перемещении по дну разворачивает ее и заставляет заглубляться в дно. Вместе с этим гребень упирается в нижнюю часть обоймы якоря, ограничивая разворот лапы до угла не более 40 градусов.

Конструкции складной кошки

Среди опытных рыбаков получили распространение несколько вариантов якоря-кошки, упрощающее его хранение:

Вариант 1. Верхняя пара лап в этой конструкции подвижная. При использовании якоря пары лап зафиксированы и располагаются под углом в 90 градусов друг к другу. После вытравливания якоря на борт верхняя пара поднимается и поворачивается, располагаясь параллельно с нижней, уменьшая габариты якоря. Фиксация подвижной пары лап производится с помощью втулок и отверстий.

Вариант 2. Отличается от первого тем, что во время нахождения якоря на дне подвижную пару фиксирует на ее рабочем месте пружина. Эта же пружина прижимает свободную пару, но расположенную аналогично неподвижной, когда якорь сложен.

Вариант 3. В кошке этой конструкции все лапы соединены с основанием якоря шарнирами и в походном положении прижаты к веретену. Разворачивает лапы в рабочее положение, прижимая их к нижней части якоря, муфта, двигающаяся по веретену. Эта же муфта, находясь в верхнем положении, фиксирует лапы, прижатые к веретену.

Якорь-кошка

Иногда в якорях-кошках перечисленных вариантов модернизируют лапы. Усовершенствование состоит в том, что лапы якоря, изготовленные из трех- или четырёхмиллиметровой проволоки или арматуры, при вытравливании с большим усилием изгибаются, освобождая якорь из грунта.

Как сохранить якорь

Избежать потери при вытравливании из воды прочно закрепившегося на донном грунте или зацепившегося за толстые корни якоря можно используя следующий способ: использование при эксплуатации якоря дополнительного троса-буйрепа.

Трос закрепляют в нижней части якоря, вместе пересечения лап и оснащают поплавком из плавучего материала-пенопласта или дерева. Поплавок указывает на месторасположения якоря.

При возникновении проблем с поднятием якоря, он поднимается со дна с помощью буйрепа.

Подводя итог

Успех выбора типа якоря для самостоятельного изготовления, а значит, в значительной степени и ваша безопасность на воде, зависит от внимательного изучения необходимых характеристик якоря и их тщательного их сопоставления с фактическими условиями его использования и реалиями конструкции вашего судна.

Якоря для лодок ПВХ своими руками (+ видео)

У настоящего рыболова всегда в наличии имеется плавсредство. А поскольку любители рыбной ловили являются народом мастеровитым, то и якоря для лодки ПВХ они зачастую делают своими руками. Так и надежней, и интересней, и экономней. Сделать якорь для лодки ПВХ можно несколькими способами.

Все они проверены временем и прекрасно зарекомендовали себя в работе. Самый распространенный из них — курбатовский метод, представляющий собой сварную конструкцию. Она отличается простотой изготовления, компактностью и сравнительно небольшим весом (около 2 кг).

Самодельный якорь для резиновой лодки по методу Курбатова

Итак, изготовление якоря для лодки ПВХ своими руками по курбатовскому методу начинается с подбора необходимых материалов. Нам понадобятся следующие составляющие:

  • стальная проволока (диаметром от 8 мм);
  • трехмиллиметровая листовая сталь;
  • отрезок стального прута, диаметр которого должен быть минимум 12 мм.

В данной конструкции предусмотрена только одна лапа и раздвоенное веретено средних размеров. Такой самодельный якорь для ПВХ лодки прекрасно держит суда до пяти метров длинной.

Теперь приведем пошаговую инструкцию изготовления:

  1. Из проволоки изгибается веретено, к верхней части которого приваривается планка.
  2. Фиксирующие планки и шайбы привариваются к штоку. Они необходимы для того, чтобы развернуть лапу на дне и заставить ее зацепиться за грунт.
  3. Концы веретена свариваются у штока с помощью полосы металла, которая нужна для поддержания лапы в рабочем состоянии.

Как уже говорилось выше, вес якоря для лодки ПВХ, сваренного по методу Курбатова, составляет примерно 2 кг. Он прекрасно держит судно на песчаном и илистом грунте. Но если ловля предполагается на водоемах с каменистым дном, необходимо предусмотреть возможность присоединения к концу якоря дополнительной четырехкилограммовой болванки.

Якорь-кошка своими руками для ПВХ-лодки

Еще один неплохой вариант — самодельный якорь кошка для лодки ПВХ. Чтобы избежать обрыва, лапы конструкции закрепляются на штоке с помощью медных шплинтов. В том случае, если изделие застряло, шплинт под определенным усилием срезается, лапа распрямляется и выходит из-под коряги.

Сделать устройство более компактным помогает шарнирное крепление лап в нижней части штока, на который надета плавающая муфта. Скользя по основанию, она фиксирует лапы в рабочем положении в нижней части штока, а перемещенная вверх позволяет им полностью сложиться. Самодельный якорь-кошка для лодок ПВХ прекрасно себя зарекомендовал во время ловли в штиль. При ветреной погоде его нужно утяжелять с помощью дополнительной огрузки.

Якорь для ПВХ-лодки из свинца

Самым простым способом самостоятельного изготовления якоря для лодки ПВХ является отливание его из свинца. Для этого берется порядка 3–5 килограмм легкоплавкого металла (в зависимости от размера плавсредства). Пока он расплавляется в кастрюле, нужно сделать форму будущей конструкции.

Расплавленный свинец заливается в подготовленную форму. После его остывания самодельный якорь для ПВХ лодки извлекается из импровизированной опалубки и очищается от лишних наплывов металла. После этого в штоке просверливается отверстие для веревки. Чтобы якорь меньше сносило течением, в самой шляпке также можно просверлить несколько отверстий. Для ловли в стоячих водоемах такие манипуляции проводить нет необходимости.

Видео

Goldrybak

Всё о рыбной ловле!

Якорь для лодки ПВХ своими руками

Рыбаки знают, что удобнее всего рыбачить с лодки. Причем многие рыболовы выбирают лодки из ПВХ. Но при использовании лодки необходимо задуматься о якоре. Если не использовать его, то лодку постоянно будет относить течением или ветром, вследствие чего постоянно необходимо будет выравнивать положение. Можно приобрести удобную модель в специализированном магазине. Но можно сделать его для лодки ПВХ своими руками. Также вы можете узнать как выбрать лодку для рыбалки.

Часто, в качестве якоря, рыбаки используют мешки с песком, кирпичи и другие подобные вещи. Но эти приспособления не могут правильно зацепиться за дно, и лодка постоянно меняет свое положение. Как сделать его знают все опытные рыбаки. Изготовить его можно самостоятельно, причем много знаний и инструментов не потребуется. А в качестве составляющего можно использовать подручные материалы.

Чтобы лодка не перемещалась, особенно если течение на реке быстрое, рекомендуется использовать сразу два. Опытные рыбаки рекомендуют использовать два якоря: основной и дополнительный. Дополнительный будет использоваться при необходимости, но он будет поддерживать на нужном месте.

Виды якорей

Якорь может иметь много разновидностей. Например, вильчатый, Холла, Портера, адмиралтейский, грибовидный, плуг и так далее. В зависимости от места рыбалки и выбирается якорь. Все они имеют свои недостатки и преимущества.
Но для успешного использования необходимо грамотно подобрать вид, его массу и конечно учитывать особенности рыбалки.

Для начала нужно рассчитать вес. Это не трудно сделать самостоятельно. Как правило, к лодке до 600 кг. можно брать якоря в 5-6 кг. Обычно, вес его должен быть не менее одного процента от массы лодки. Для лодки весом в 400 кг. Можно брать его для лодки ПВХ массой 4 кг.

Выбор каната для якоря

Канат должен быть прочным и долговечным, ведь он должен находиться в воде.
Канат может быть синтетическим и натуральным. Канат крученого типа будет более надежным. А его толщина должна быть не менее 1 сантиметра. Длина каната зависит от глубины водоема. Но важно, чтобы длина превышала глубину не менее, чем в 5 раз. Это особенно важно при ловле на водоеме с сильным течением.

Якорь разборного типа

Такой самодельный якорь удобно использовать и транспортировать на место ловли.
Необходимые материалы:

  • Стальная трубка, длина 27 сантиметров, диаметр 2,5 сантиметра;
  • Гайка и втулка диаметром 2,5 сантиметра;
  • Кусок свинца массой 2 килограмма;
  • Две стальные полоски 260(40(4 миллиметра;
  • Две стальные полоски меньшего размера;
  • Два кольца из металла.

Изготовление: Сначала к концу трубки нужно приварить втулку. Большие полоски по краям необходимо обработать наждачной бумагой. Из них нужно сделать лапы. К одной из лап нужно приварить полоски поменьше. Это необходимо для предотвращения прокручивания якоря. К трубке прикрепить лапы и установить гайку. Рядом с гайкой нужно приварить кольца. Они необходимы для удобства доставания со дна и простоты сборки. Расплавленный свинец нужно залить в трубку.

Курбатовский способ изготовления якоря

Самодельные якоря для лодок, большинство любителей рыбалки, изготавливают именно таким способом. Они надежны и просты в изготовлении. Очень хорошо такой работает на водоемах, на дне которых много неровностей, камней, коряг и так далее. Необходимые материалы:

  1. Металлический прут.
  2. Полоски из стали толщиной 3 миллиметра.
  3. Проволока диаметром не больше 8 миллиметров.

Изготовление: Из проволоки необходимо соорудить веретено. На один конец конструкции необходимо приварить полоски. А к другому концу нужно прикрепить металлический прут. Вместо сварки можно использовать проволоку или прочную веревку. Помимо вышеперечисленных способов якорь для резиновой лодки может иметь конструкцию кошки и пирамиды.

Кошка используется при рыбалке с лодок длиной 3-4 метра. Он имеет складывающиеся лапы и их можно самостоятельно регулировать. Муфты могут передвигаться по всему стволу трубы. Можно утяжелить ее расплавленным свинцом. Но этот якорь, лучше всего, использовать на водоемах без течения и при штиле. Если водоем имеет течение или на улице сильный ветер, то грузило не будет держать лодку. Ее постоянно нужно будет передвигать и ставить на правильное место.

Пирамида может изготавливаться двумя способами, но окончательный вид походит на пирамиду. Самодельный якорь для лодки ПВХ применяется для различных лодок. А несомненным преимуществом этого вида конструкций является то, что его вес может изменяться в зависимости от условий рыбалки. Если нужно облегчить вес, то пластины просто снимаются с основной трубки.

Для изготовления якоря пирамиды понадобятся пластины из стали различного размера, металлический прут, кольца. На металлический прут поочередно нанизываются пластины. На основание прута нужно приварить кольцо. С другой стороны прута крепится гайка, чтобы ее можно было открутить и снять пластины. Эта простая конструкция хорошо работает на водоемах без течения или при небольшом течении.

Выбрать якорь для лодки можно и в магазине. Но они имеют существенные недостатки. Основным недостатком магазинных изделий является их высокая цена. Кроме того, готовый якорь нельзя будет подстроить под конкретную лодку. Если сделать его своими руками, то можно изменять его в соответствии с лодкой. Например, при использовании другой лодки можно изменить и якорь, просто приварить к нему утяжеление или воспользоваться расплавленным свинцом.

Метод изготовления якоря может быть весьма разнообразным, и каждый рыбак самостоятельно выбирает его, более подходящий для него. Подобрать его в магазине значительно проще, но при эксплуатации могут выявиться нежелательные проблемы, а якорь уже куплен. Выбор якоря может зависеть от массы лодки, скорости течения, глубины водоема и рельефа его дна. Только на практике можно правильно определиться с конструкцией и сделать его надежным.

Как сделать якорь для лодки

г. Выкса Нижегородская область

Как определить вес якоря и размеры якорного каната.

Нет смысла возить на легкой лодчонке тяжеленный адмиралтейский якорь, но будет еще хуже, если вы выйдете в открытое море на каютном катере с трехкилограммовой «кошкой». Ясно, что в первом случае будет напрасно занято полезное место, во втором — возможны самые печальные последствия.

Давайте лучше прикинем, какой же якорь действительно нужен судну, пользуясь приближенными формулами.

W =(8÷10)(корень 3 степени из D 2 ) кгс,

D — водоизмещение судна, тс.

Калибр якорной цепи (диаметр стержня звена)

d =4,7(корень 3 степени из D ) мм.

Рекомендуемые практикой размеры адмиралтейских якорей и канатов к ним приведены в табл. 1 и 2. В случае применения якорей повышенной держащей силы их вес может быть уменьшен до 75% указанного.

Таблица 1. Якоря и канаты для катеров и мотолодок

Диаметр каната из менее прочного, чем капроновый, сизальского троса должен быть увеличен примерно вдвое, из пенькового — втрое. Сравнительные данные растительных и капроновых тросов приведены в табл. 3.

Не забудьте, что разрывная нагрузка якорного каната Должна быть в 40—50 раз больше веса якоря, указанного в табл. 1 и табл.2.

Сколько нужно якорей?

Этот вопрос встает обычно перед капитанами сравнительно крупных катеров и яхт, предназначенных для дальних плаваний,

Считается необходимым иметь на борту второй становой (он может быть на 20—30% легче основного) и небольшой (5 кгс) шлюпочный якорь или кошку. Желательно, чтобы каждый якорь был снабжен своим канатом.

Какой якорь лучше?

Однозначно на этот вопрос не ответить.

Адмиралтейский (рис. 20) по держащей силе раза в 3-4 уступает якорям, цепляющимся за дно не одной, а одновременно двумя лапами (например, якорю Холла), зато надежность стоянки меньше, зависит от характера грунта. Якорь Холла при натяжении каната нередко выворачивается из-за неоднородности грунта под обеими лапами, поэтому рискованно принимать его легче адмиралтейского.

Приобретая адмиралтейский якорь, убедитесь, что он правильно изготовлен: веретено и шток должны быть, по крайней мере, в 2,5 раза длиннее каждого рога. Как правило, якоря этого типа с более длинным веретеном обладают и лучшей держащей силой.

Обычная четырехлапая кошка с успехом используется на речных лодках и катерах; для повышения ее надежности рекомендуется закрепить дополнительный груз на веретене.

Для крупных катеров и яхт рекомендуется якорь Матросова (рис. 21). Это — якорь с повышенной держащей силой. Якоря Матросова выпускаются (лит сварными) весом начиная с 5 кгс, что делает возможными их выбор практически для всех судов внутреннего плаЯ вания. Однако заметим, что для безопасности стоянки лучше все-таки иметь тяжелый адмиралтейский якорь, а не более легкий якорь повышенной держащей силы. Таблица

Шайба вместо чеки.

На стандартном адмиралтейском якоре шток фиксируется в рабочем положении разводной чекой. Это неудобно.

Вместо чеки можно применить стопорную шайбу с пазом (рис. 22). На шток наваривается шип 1, который проходит через соответствующий ему прямоугольный паз на шайбе 2, свободно надетой на проходящую через веретено часть штока. Достаточно повернуть шайбу, сдвинув ее вплотную к веретену, — и шток будет зафиксирован. А чтобы шток не проворачивался, на нем делается второй такой же шип 3, входящий в соответствующий паз отверстия в веретене.

Самодельный сварной якорь Курбатова.

Сварной якорь (рис. 23) можно изготовить из проволоки диаметром 8 мм, отрезка 12-миллиметрового прутка и листовой стали толщиной 3 мм. Он напоминает известные якоря Данфорта и Матросова, но отличается от них тем, что имеет только одну лапу и раздвоенное веретено. Якорь указанных на чертеже размеров весит около 2,5 кгс и может быть использован на гребных и моторных лодках Миной до 5 м. Он хорошо держит на большинстве грунтов, но чтобы повысить его надежность на каменистых грунтах, где важен в первую очередь вес, рекомендуется иметь в запасе болванку весом 3—4 кгс, которая может быть надета на якорный конец и опущена вместе с якорем.

Веретено 1 изгибают из проволоки; в верхней его части вваривается планка 6. К штоку 3 (не требует никакой механической обработки) должны быть приварены фиксирующие шайбы 5 и планки 8, которые при падении якоря 1 на дно поворачивают лапу 2 и заставляют ее вонзиться в грунт. Шток для устойчивости якоря на грунте должен иметь длину не менее указанной на чертеже.

Концы веретена у штока соединяются полосой 4, которая одновременно ограничивает угол поворота лапы: планка 8 упирается в нее и удерживает лапу в рабочем положении. К лапе приваривается ребро 7.

В последние годы за рубежом находит применение однолапый якорь «Трайдент» (рис. 24), по конструкции мало отличающийся от якоря Курбатова,

Лапа якоря «Трайдент» шире и имеет форму трезубца, поэтому он хорошо держит на мягком и рыхлом грунте (песок, ил, галька). На глинистом и каменистом грунте надо добавлять балласт. По всей ширине лапы сделан гребень, который поворачивает ее, когда якорь ползет по дну; благодаря повороту лапа и «вгрызается» в грунт. Одновременно гребень, упираясь в нижнюю полосу якорной обоймы, ограничивает поворот лапы до определенного угла (около 40°).

«Трайдент» весом 2 кгс (ширина лапы 235 мм) пригоден для лодок длиной 3—4 м, а при весе 7 кгс (ширина лапы 375 мм) — для малых катеров и мотолодок длиной до 6 м.

Три конструкции складной кошки.

Четырехлапые якоря-кошки, получившие распространение на речных лодках, неудобны для хранения на судне. Рекомендуем изготовить «складную» кошку одной из показанных на рис. 25 конструкций.

У самой простой (рис. 25, а) кошки нижняя часть веретена 1 имеет не круглое, а квадратное сечение 2. Соответствующей формы отверстие сделано во втулке верхней — подвижной пары лап. Чтобы все лапы оказались в одной плоскости, нужно поднять подвижную пару лап до круглого сечения веретена, затем, развернув их на 90°, снова опустить на место.

В другой конструкции (рис. 25, б) верхняя подвижная пара лап 4 фиксируется в рабочем положении благодаря вырезу во втулке 5. К веретену приварена шайба 7, в которую упирается пружина 3, удерживающая пару лап 4 в рабочем или сложенном положении.

Третья конструкция складного четырехлапого якоря (рис. 25, в), получившая распространение за рубежом, 1 отличается тем, что все лапы 4 закреплены в нижней; части веретена 1 шарнирно. Муфта 6, скользящая по, веретену, стопорится в верхнем или нижнем положении и соответственно фиксирует лапы в сложенном вдоль веретена или рабочем состоянии.

Чтобы не потерять якорь.

При плавании по водохранилищам, засоренным корягами и затопленными деревьями, вероятность остаться; без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком (рис. 26), не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10—15 м постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет — деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.

Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.

Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.

Якорь для лодки

Якорь для лодки — необходимая часть бортового снаряжения. Его наличие, помимо соображений целесообразности, предписано еще и требованиями контролирующих органов.

Якорь, строго говоря, необходим, чтобы плавсредство держалось на одном месте. Для морских судов это гораздо более критично, чем для речных, т. к. изначальное предназначение якоря — удерживание судна в шторм, чтобы его не швырнуло на мель или камни, или просто не перевернуло. На реках и озерах не бывает штормов, хотя случается сильное волнение, но, тем не менее, якорь необходим даже для маленькой надувной или ПВХ лодки.

Основные требования к якорю и якорному канату

Так как от этого снаряжения может зависеть очень многое, в том числе и жизнь человека, к нему предъявляются определенные требования. Якорь должен быть:

  • обеспечивающим надежный зацеп с поверхностью дна. Это достигается либо за счет большой массы якоря, либо путем подбора правильной конструкции;
  • легко освобождающимся при зацеплении. Он должен легко вытягиваться;
  • компактным — чем меньше занимает места, тем лучше;
  • нержавеющим.

Многие рыбаки, особенно начинающие, не отдают должного понимания тому, что используют в качестве якоря. Фактически многие путают понятия «якорь» и «грузило». Для того, чтобы лодка стояла на месте, они используют обвязанные веревками камни, пучки арматуры, колесные диски — любые попавшие под руку грузы. С одной стороны, дешево и сердито, с другой – такие «грузила» не имеют собственного сцепления с дном, они работают лишь за счет большой собственной массы. Эту массу легко выбросить за борт, но тяжело поднять на своих руках обратно. Если приходится долго выбирать место якорной стоянки с хорошим клевом, то это не лучший вариант: через пять-шесть подтягиваний груза может пропасть всякое желание рыбачить. Кроме того, такие «грузила» могут иметь острые края, способные прорвать борт надувной лодки, занимают очень много места на борту, дают существенную осадку и т. д. Поэтому якорь лучше иметь настоящий, работающий не только за счет массы, но и за счет надежного сцепления с поверхностью дна благодаря конструкции.

Удобство освобождения при зацеплении также обеспечивается его формой, а также дополнительными конструкционными особенностями.

Отдельно стоит оговорить компактность. Приобретая или изготавливая якорь своими руками, столько учесть, сколько места он будет занимать не только в лодке, но и в багажнике вашей машины вместе со всем остальным оборудованием.

Последнее требование — стойкость к коррозии. Ваш бортовой «спасатель» (так назывался якорь по-гречески) должен быть выполнен либо из нержавейки, либо из оцинкованной стали, либо покрыт резиноподобной массой. Простая окраска якоря из черных металлов не рекомендуется — краска быстро сотрется.

Требований к канату несколько меньше. В качестве такового подойдет любой синтетический трос или линь толщиной не менее 6 мм. Рекомендуется 10 мм, более тонкий будет резать руки.

Длина якорного каната должна быть в три-четыре раза больше предполагаемой глубины в том месте, где планируется рыбалка. Рекомендуется иметь еще запас. Чаще всего используются бухты по 60 метров.

Виды якорей

Несколько видов якорей

В настоящее время распространены несколько конструкций якорей. Это:

  • адмиралтейский;
  • якорь Матросова;
  • якорь Дэнфорта;
  • якорь Брюса (он же — «плуг»);
  • грибообразный;
  • «Атвуд»;
  • классическая «кошка».

Существуют и иные конструкции якоря, но перечисленные выше проверены временем и признаны наиболее удобными. Ниже мы рассмотрим те, что лучше всего подходят для небольших лодок и катеров, а пока что стоит сказать, что именно эти конструкции работают не за счет собственной массы, а за счет надежного сцепления с дном. Но, как везде, «идеального» якоря для любого дна не существует.

Адмиралтейский — это классический тип «спасателя», который является эталоном якоря в сознании многих людей. Якоря на гербах и эмблемах — адмиралтейские. Этот вид отличается тем, что его «лапы» находятся строго по бокам штока. Это один из видов симметричных якорей, поэтому он подходит для любого типа грунта, но отличается меньшей удерживающей силой, чем прочие.

Американский «Атвуд» напоминает пропеллер, лопасти которого стоят прямо, а не под углом к штоку. А классическая, знакомая всем «кошка», строго говоря, вообще не совсем якорь, но многими рыбаками ценится в таком качестве из-за малого веса и удобной складной конструкции. Очень часто она дополнительно усиливается цепями.

Якорь для ПВХ лодки в первую очередь должен соответствовать ее размерам и массе. Рекомендуются модели, при небольшом размере обеспечивающие надежное зацепление — в этом вообще смысл любого якоря. Кроме того, нужно обращать внимание на тип дна, где вы предполагаете рыбачить.

Якорь Дэнфорта хорошо себя показывает на песчаном, галечном или глинистом дне, как и модель Матросова/Холла, но последняя не бывает легче 5 кг, а потому рекомендуется для крупных катеров. Но там, где дно густо заросло травой, завалено мусором или корягами, такие якоря могут застревать, и их становится тяжело вытащить. Плугообразный якорь Брюса идеален для песчаного или илистого дна, но плохо цепляется за гальку, а за мусор и коряги даже слишком хорошо.

Грибовидный отлично подходит для мягкого дна — песок, ил, водоросли. «Атвуд» почти универсален, кстати, его лепестки тоже выгнуты подобно поверхности грибной шляпки, но тяжелую лодку или катер он не удержит. Эти два якоря можно рекомендовать в качестве дополнительных.

Определение веса якоря и длины каната

Каждый такой «спасатель» должен строго соответствовать размером плавсредства, которое призван удерживать. Для определения массы (для любого типа якоря) пользуются либо специальной, проверенной временем, таблицей, либо формулой:

Проще говоря, масса якоря (Я) должна составлять 1% от массы или длины лодки (Л).

Обратите внимание:

для надувных лодок в расчет берется длина. Для всех остальных — собственная масса с обычным грузом (лодка плюс рыбак плюс снасти).

То есть если длина вашей лодки 300 мм, то масса якоря — 3 кг. Соответственно, если в формулу подставляется масса лодки с учетом обычной нагрузки (приблизительно, конечно), то пятикилограммовое устройство подойдет для плавсредства массой 500 кг.

Таблица для определения массы «спасателя» представлена ниже. В ней даны более усредненные данные.

Обратим ваше внимание, что рекомендуется при возможности пользоваться формулой, а не средними табличными данными. Потому что приведенные выше цифры соответствуют примерно якорю Дэнфорта или Холла, но для «плуга», грибовидного или «Атвуда» они будут немного иные. Каждая модификация в некоторой степени отличается по держащей силе.

Особняком стоит якорь-кошка. Он не бывает тяжелее 5 кг, таким образом, его можно использовать только для небольших и легких лодок либо в качестве дополнительного.

Толщина рекомендуется 0,6-1 см. Меньше — можно, но при вытягивании, особенно если «спасатель» за что-то зацепится, вам будет резать ладонь.

Количество якорей

Просто для того, чтобы лодку не унесло течением, достаточно одной точки опоры. Но чтобы надежно закрепиться над выбранным местом, например, над омутом или ямой, необходимо минимум два, а лучше три якоря.

Основной якорь отдают с носа лодки. Дополнительный — он называется верп — с кормы. Если у вас большой катер или яхта, то для точного позиционирования над местом ловли можно сбросить с другого борта третий.

Дополнительные «спасатели» обычно меньше основного и могут быть другой конструкции. Можно использовать любую, поэтому обычно выбирают более дешевую, в т.ч. самодельную.

Самодельные изделия

В качестве второстепенного (верпа) или для небольшой лодки можно сделать якорь своими руками. Количество методов изготовления безгранично, но чаще всего делают либо «кошку», либо нечто, напоминающее «атвуд». По сути, они различаются только формой зацепов — у «кошки» они длинные, тонкие и загнутые (как у увеличенного крючка-тройника), а у «атвуда» — короткие и широкие, как лопасти пропеллера.

Лучшим инструментом для изготовления якоря будет сварочный аппарат.

Для изготовления простейшей «кошки» потребуются:

  • стальная трубка длиной 20-30 см — диаметр зависит от массы якоря, которую хотите получить;
  • длинный прут арматуры или 3-4 коротких — до полуметра;
  • несколько отрезков листовой стали толщиной 2-3 мм;
  • два кольца;
  • свинец для заливки в шток (по желанию).

Определитесь, какого веса конструкцию вы хотите сделать. Исходя из этого, подберите материал — вместо арматуры можно использовать толстую проволоку и т. п.

Согните из арматуры или сверните из проволоки, сложенной в несколько слоев, 3-4 будущих «лапы». Их надо надежно приварить к трубке. Можно вставить внутрь, если позволяет диаметр, а проволочные — намотать сверху на трубку или арматурный прут и прихватить в нескольких местах сваркой. Чтобы лапы не разогнулись (особенно если они проволочные), можно использовать дополнительное усиление. Но рекомендуется все-таки прочная арматура диаметром не менее 10 мм.

На концах лап приварите треугольные или ромбовидные вырезки из листовой стали, чтобы получились надежные зацепы. Если используете в качестве штока трубку, то сплюсните нижний конец и приварите к нему кольцо. После этого внутрь можно для тяжести залить свинец, но самое главное — добавить верхнее, основное кольцо.

Простейшая «кошка» готова.

Подобие «Атвуда» делается таким же образом, только шток берется короче, тяжелее и большего диаметра, а вместо «лап» привариваются три «лепестка» из листовой стали на менее 3 мм. Ширина каждого — примерно с ладонь.

Еще проще сделать якорь пирамидальной конструкции, который больше похож на гирю, но неплох в качестве верпа для дополнительной стабилизации лодки. Для этого соберите из листового металла или жести форму в виде пирамиды, оставив в донышке отверстие, вкопайте в землю и залейте через это отверстие свинцом. В него же установите втулку с кольцом.

Также можно создать пирамидальный якорь по принципу наборной рукояти для ножа, только здесь на длинный болт набираются стальные пластины (самые широкие – у головки, сужающиеся — к гайке).

Пирамидальные якоря не стоит использовать в качестве основных, т. к. они мало чем отличаются от больших грузил.

Как пользоваться?

Заякорение — не такое простое дело, как может показаться, особенно при течении. Чем оно сильнее, тем труднее выверить положение лодки на конкретном месте.

Обычный порядок действий:

  1. Прикрепите к кольцу у основания якоря канат, он же фал. Удостоверьтесь, что закрепили другой конец на лодке;
  2. Ко второму кольцу (там, где лапы) привяжите тросик-буйреп с любым легким буем на конце (пластик, пенопласт, хоть пустая пластиковая бутылка). Длина буйрепа должна превышать глубину в этом месте;
  3. Застопорив мотор, скиньте «спасатель» в воду. Лодку начнет немного сносить течением — это не страшно. Когда он достигнет дна, выбирайте фал — таким образом можно довольно точно установить плавсредство над выбранным местом ловли. При необходимости сместиться в сторону подрабатывайте веслами или мотором на малых оборотах;
  4. Когда достигнете выбранной точки, сбросьте второй и третий (если есть) якоря. Выберите фалы — все, катер закреплен на трех точках опоры.

Во втором пункте мы упомянули буйреп, для которого приварили к головке якоря специальное кольцо. Это нужно для самовысвобождения якоря, если он запутался в траве, корягах или застрял в грунте (что характерно для «кошек»). Потянув за буйреп, вы просто перевернете «спасатель» под водой и легко вытащите его.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector