Технические характеристики лодки Обь-М

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.

Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.

Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3

4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.

Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом.

Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика.

Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.

Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.

Под мотором «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34—36 км/ч, а с полной нагрузкой 31—32 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях

Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако «Обь» уже была снята с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать «Обь-М». По сравнению со старой «Обью», в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что «Обь-М» зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: «Обь-М» получилась гораздо менее мореходной, чем старая «Обь». Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая «Обь» легко всходит на волну, в то время как «Обь-М» уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под «Вихрём-30» соответствовали ходовым качествам «Оби» под 25-сильным «Вихрем-М», на волнении же водитель «Оби-М» отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну. Хозяин «Оби-М» даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо. Хозяин старой «Оби» жалел, что на момент покупки лодки в ещё не было возможности купить «Привет-22», с которым «Обь» показала бы ещё лучшие экономические характеристики.

Опыт других водномоторников также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»

Допускаемая мощность подвесного мотора — 30 л. с. Изготовитель — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова. ТУ 5.8-01—76 Цена 580 или 610 рублей в зависимости от исполнения (комплектации).

После того как первая модель «Оби» была освоена в производстве, заводские конструкторы получили возможность начать проектирование более комфортабельного ее варианта. Накопленный в процессе испытаний и эксплуатации мотолодки опыт, поступающие на завод отзывы владельцев «Оби» и предложения по ее усовершенствованию подсказывали главные направления такой работы.

В частности, первоочередное внимание следовало уделить устранению ряда выявившихся недостатков первой модели, таких, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим; невозможность использования для отдыха и ночлега всей площади кокпита, поскольку сиденья были сделаны и нераскладывающимися и несъемными; отсутствие тента и т. д.

«Обь-М» свободна от этих недостатков. При сохранении неизменными основных характеристик по грузоподъемности, пассажировместимости и допускаемой мощности устанавливаемого мотора новая четырехместная лодка существенно отличается от «Оби» и по внешнему виду, и по обводам, и по комплекту снабжения, значительно лучше приспособлена для дальних туристских плаваний.

Размерения увеличились незначительно; в частности, повышение ширины корпуса на 130 мм позволило сделать кокпит заметно просторнее (на 150 мм шире) и улучшило выход лодки на глиссирование. При усовершенствовании обводов «Оби» были использованы результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части (вплоть до миделя]. Это наряду с мерами по уменьшению ходового дифферента и некоторым повышением высоты борта позволило улучшить мореходные качества лодки; в частности, заметно снизились ударные перегрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км.

Развитая вторая скупа, заменившая накладные були, обеспечила улучшение стартовых характеристик лодки; благодаря увеличению общей площади глиссирующих поверхностей скорость при увеличении нагрузки вплоть до полной уменьшается крайне незначительно — всего на 3—4 км/ч. Важно и то, что появление этой второй скупы и значительное увеличение ширины при палубе в кормовой части лодки существенно повышают безопасность плавания, в том числе при резких поворотах даже на волнении. Таким образом були, введенные в свое время Для обеспечения остойчивости и увеличения запаса плавучести в корме, стали не нужны.

Получившийся скос в верхней части борта, притупленная в плане палуба и высокое «граненое» лобовое стекло (вместо скругленного) делают более строгим и современным общий вид лодки.

На «Обь-М», как и на предыдущую модель, разрешено устанавливать подвесной мотор мощностью до 30 п. с. На прошлогодних соревнованиях на приз сборника в Херсоне ульяновские моторостроители выступали на «Оби-М» с двумя «Ветерками-14»; кстати сказать, в кольцевой 10-мильной гонке они показали такую же среднюю скорость 40,3 км/ч, как и третьи призеры в том же классе Т-500, выступавшие на такой же лодке, но с «Вихрем-30» (в гонке с полной паспортной нагрузкой была показана скорость 34,6 км/ч).

Конструкторы отказались от применения герметичных объемов плавучести — выгораживания специального отсека под носовой палубой и булей. Теперь полностью затопленную мотолодку поддерживают на плаву пенопластовые блоки, уложенные вдоль бортов (зашиты тонкими дюралевыми листами) и на дне форпика между шп. 1—3. Свободное пространство под носовой палубой теперь используется как вместительный багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе; внутренняя защелка его открывается из кокпита при помощи дистанционного привода с тросиком в боуденовской оболочке. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме — между транцем и шп. 6. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-питровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от рецесса лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких раскладывающихся сиденьях, которые теперь легко снимаются. Сиденья имеют металлический каркас, зашитый фанерой. Мягкие подушки — съемные. Сиденья ставятся на деревянное основание, которое, в свою очередь, крепится к деревянному пайолу специальными болтами. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как в пазах пайола, так и в кронштейне крепления основания.

Ветровое стекло, устанавливаемое на первой модели, часто ломалось. Новое ветровое стекло, вырезанное из 4-миппиметрового плексигласа, имеет жесткую окантовку по всем кромкам и три стыка по вертикальным граням. На окантовке расположены элементы крепления тента, изготовленного из палаточной ткани. Распорные стальные дуги тента ставятся в капроновые гнезда. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. Тент можно легко откинуть или снять.

Лодка оборудуется разработанным заводским КБ дистанционным управлением подвесным мотором типа «Вихрь»; ручки сектора газа и реверса установлены по левому борту кокпита на кронштейне. Колонка с рулевым колесом установлена на передней панели кокпита.

Лодка комплектуется веслами, спасательным линем, ремонтной аптечкой. Весла укладываются в специальные гнезда, расположенные на пайоле вдоль бортов.

Для швартовки на палубе установлены четыре утки-ручки. Для переноски имеются одна носовая и две транцевые ручки.

Следует отметить, что благодаря применению более рациональной конструкции вес собственно корпуса даже несмотря на увеличение размерений остался практически без изменения; вес полностью снаряженной лодки возрос только на 30 кг в связи с расширением комплектации (тент, ручки и другие детали, которых на «Оби» не было) или усовершенствованием конструкции узлов оборудования (кресла, стекло).

Повышение веса лодки и изменение ее обводов с цепью улучшения мореходных качеств не могли не сказаться на скорости. Можно отметить, что максимальная скорость хода на гладкой воде при малой нагрузке (один водитель] у «Оби-М», действительно, на 4—5 км/ч ниже, чем у предыдущей модели. Зато при увеличении нагрузки скорость практически не уменьшается; это, как и возможность поддерживать более высокую скорость на волнении, обеспечивает повышение средней путевой скорости при дальних плаваниях.

При установке 25-сильного мотора «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34—36 км/ч, а с полной нагрузкой — 31—32 км/ч.

В процессе модернизации мотолодки ставилась также задача улучшения технологичности конструкции. Основной материал (дюралюминий Д16), принцип сборки и соединения деталей заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты и замазки оставлены без изменений, однако технологический процесс изготовления лодки усовершенствован практически на всех этапах.

Разработана и изготовлена высокопроизводительная оснастка, которая обеспечивает стабильность качества, высокую точность и взаимозаменяемость деталей. Раскрой заготовок производится на прессовом оборудовании штампами. В большинстве деталей одновременно с вырубкой контура просекаются все необходимые отверстия, включая отверстия под заклепки, инструментальные и направляющие для сборки. Детали вырубаются без припусков — в номинальный размер, что исключает необходимость обрезки после формообразования и подгонки.

На заводе были изготовлены оригинальные штампы, позволяющие получать самые сложные по форме крупные детали обшивки. Благодаря этому нижняя часть бортов выштамповывается вместе с деталями днища, весь собственно корпус (до уровня верхней скулы) собирается всего из трех деталей, имеющих одинаковую толщину 2 мм. Такое решение, как и отказ от накладных булей, позволило значительно уменьшить количество соединяемых деталей и число заклепок, упростило сборочные работы, снизило трудоемкость изготовления лодки.

Корпус лодки собирается из двух секций — нижней (собственно корпус) и верхней (палубы) — с соединением на уровне верхней скулы. Сборке секции собственно корпуса производится в специальном кондукторе. По окончании клепки швов по обшивке на нее ставятся транец (также вы-штампованный из 2-миллиметрового листа, причем для придания жесткости на нем делаются соответствующие высадки), шесть днищевых стрингеров, семь шпангоутов и две поперечные переборки (на шп. 3 и 6).

Секция палубы также собирается в кондукторе из двух крупных штампованных деталей, включающих бортовые скосы, передней панели, окантовки по вырезу кокпита, крышки люка и ребер жесткости.

Соединение секций палубы и Днища производится в специализированном приспособлении; стык по всему периметру окантовывается прессованным профилем.

Сборка корпуса ведется с максимальным использованием высокопроизводительного прессового оборудования для холодной клепки. Прессовая клепка составляет 60—70% всего объема клепальных работ.

Корпус лодки снаружи окрашивается в один или два цвета (в основном применяются красный, оранжевый и белый цвета). Внутренние поверхности окрашены светло-серой краской с голубым оттенком.

Можно отметить, что завод добился значительного повышения потребительских качеств новой модели без увеличения розничной цены. Цена «Оби-М» — 610 руб. (исполнение 1) и 580 руб. (без тента; исполнение 2).

От владельцев лодки «Обь-М» получено много писем с положительными отзывами. Есть в поступающих письмах и предложения, реализация которых позволит улучшить некоторые узлы лодки. Все подобные предложения рассматриваются, большая часть их будет принята и внедрена.

Дополнение к статье

За время, прошедшее с момента подготовки статьи, конструкторским бюро товаров народного потребления разработаны не-которые улучшения конструкции «Оби-М», которые будут внедрены в серию со второй половины 1977 г.

Изменены размеры и форма люка переднею багажника. Палуба изготавливается теперь из цельного листа. Усилены кронштейны навески крышки люка. Под передней панелью кокпита, на шп. 3. поставлено устройство, делающее возможным запирание переднего багажника на замок. Изменена форма ветрового стекла и его окантовки. Трубчатая окантовка значительно жестче, что позволило снять переднюю стойку и делать стекло из цельного листа, а не составным. Изменены форма и крепление тента; стойки его сделаны сдвигающимися по борту, что обеспечивает возможность регулировки тента во высоте. Изменен угол наклона сидений. Значительно изменен кормовой отсек и усилено крепление транца. Дно кормового подмоторного рецесса сделано съемным; это наряду с откидывающимися к бортам боковыми крышками позволяет снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке.

«Обь 1»

Производство моторной лодки «Обь» было начато во времена Советского Союза. Хорошо сбалансированные технические характеристики, неприхотливость в эксплуатации, облегченный корпус и отличные мореходные свойства сделали ее весьма популярной среди почитателей водно-моторного спорта. Продуманная конструкция кокпита позволяет располагаться на борту судна 4-м человекам, возможность установки тента сделает комфортным использование лодки «Обь» при любых погодных условиях.

Мотолодка «Обь»

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

Корпус мотолодки «Обь»

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.

Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»: сравнение

Опыт эксплуатации лодки «Обь» в морских условиях

Двое моих соседей по стоянке одновременно эксплуатировали лодки «Обь» и «Обь-М» в заливе Петра Великого. Будучи друзьями, они совершали совместные плавания, что позволяло непосредственно сравнивать эксплуатационные качества судов. Сначала одним из них была приобретена подержанная «Обь». Требования, которые он предъявлял к судну, были таковы: лёгкое, экономичное, безопасное. Перед покупкой он испытал лодку на метровой волне под «Вихрем-М».

Несмотря на все усилия, ему не удалось опрокинуть лодку или зарыться в волну. Конечно, из-за отсутствия брызгоотбойников и плоского в корме днища, «Обь» забрызгивалась и испытывала сильные удары, но он счёл это неизбежным злом и приобрёл лодку. В дальнейшем, эксплуатируя «Обь», он не раз убеждался в её прекрасной всхожести на волну и динамической остойчивости.

Лодка уверенно преодолевала попутную и косую волну, испытывая сильные удары лишь при ходе прямо против ветра и волны. Однако всегда оставалась возможность несколько изменить неблагоприятный курс и снизить скорость, чтобы избежать сильных ударов. Для борьбы с забрызгиванием он несколько увеличил размеры ветрового стекла и сделал съёмные боковины из прорезиненной ткани для защиты от брызг.
Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако «Обь» уже была снята с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать

«Обь-М». По сравнению со старой «Обью», в новой лодке было удобнее размещать туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что «Обь-М» зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: «Обь-М» получилась гораздо менее мореходной, чем старая «Обь».

Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая «Обь» легко всходит на волну, в то время как «Обь-М» уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества «Оби-М» под «Вихрём-30» соответствовали ходовым качествам «Оби» под 25-сильным «Вихрем-М», на волнении же водитель «Оби-М» отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно работать «баранкой», чтобы не зарыться в волну.

Хозяин «Оби-М» даже был вынужден крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо.

Опыт других водномоторников также показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Тюнинг моторной лодки «Обь-1»: советы владельца

Создать универсальную лодку, одинаково приспособленную и для прогулок и для дальних туристских путешествий, практически невозможно, тем не менее, каждый владелец любой лодки стремится к этому. Я также попытался повысить комфортабельность своей моторной лодки «Обь» (описание мотолодки «Обь» можно посмотреть на этой странице), проведя небольшую модернизацию (или, как принято говорить сегодня, — тюнинг), но при этом поставил перед собой задачу — обойтись без каких-либо, хотя бы незначительных изменений ее конструкции.

Прежде всего, я задумался над проблемой использования носового герметичного отсека в качестве грузового, разумеется, при сохранении его прямого предназначения — обеспечения непотопляемости лодки.

После долгих поисков был найден довольно простой вариант, отвечающий этому требованию и не требующий каких-либо дополнительных работ на корпусе лодки.

Для горловины отсека я изготовил крышку на резьбе, она устанавливается на ту же самую прокладку и крепится при помощи тех же винтов, что и заводская. Снабдил ее внутренним замком, для защиты отсека от проникновения воды через замочную скважину поставил на нее резьбовую пробку. Замок подойдет любой. Принцип запирания заключается в том, что закрепленный на горловине упор любой конструкции, при закрытом замке не позволит отвернуть крышку.

Подобная конструкция может быть использована и на других дюралевых лодках. Детали горловины можно выточить из листа стали толщиной 14 мм.

Конструкция горловины:
1 — горловина; 2 — крышка; 3 — прокладка резиновая Ø272х4;
4 — винт М4х15, 16 шт.; 5 — упор; 6 — наварыш; 7 — пробка;
8 — прокладка; 9 — замок.

Два 50-миллиметровых штыря в нижней части крышки при закрывании заходят за днищевой шпангоут и тем самым не позволяют ей смещаться внутрь кокпита; в вертикальной плоскости перемещение крышки ограничено замками. Запирание крышки осуществляется при помощи эксцентриковых замков (таких же, как у носового багажника), а на стоянке дополнительно еще и внутренними замками.

Чтобы можно было хранить топливные баки (а в некоторых случаях и мотор) постоянно в лодке, я изолировал отсек под кормовым рецессом от кокпита при помощи быстросъемной крышки. Все детали изготовлены из дюралевого листа толщиной 1,5 миллиметра. Вся работа сводится к тому, что нужно в комингсе кокпита и в рамном шпангоуте проделать дрелью отверстия под винты и удалить угольники, на которых крепится кормовое сиденье.

Крышку этого отсека можно использовать и в качестве стола, для этого сделаны специальные крючки. На выгородке моторного отсека можно сидеть, если появится необходимость управлять мотором при помощи румпеля.Переоборудованный таким образом закрытый отсек вмещает в себя два стандартных топливных бачка, 20-литровую канистру, бачок, объемом 5 литров для масла и другие вещи. Также можно в нем разместить и мотор «Вихрь».

Дело в том, что четверым выходить на мотолодке «Обь» в походы с ночевкой нецелесообразно: расположиться в кокпите на ночь можно только втроем. А на ходу на носовом сиденье свободно размещаются три человека; сплошная спинка в данном случае как раз к месту.

В передней части сиденья с обоих концов сделаны две выемки, которые предотвращают боковое смещение и позволяют устанавливать его на старое место без переделки угольников.

Для хранения мелких предметов по бортам лодки сделаны полочки и закрытые ящики.

Моторная лодка Обь

Лодки «Обь» – это моторные катера, которые были изготовленные из пластика. В качестве прототипа использовалась лодка «ПК-5». За короткий промежуток времени лодка «Обь-1» приобрела большой спрос у любителей туризма, активного отдыха и спорта. Она отличается высокими ходовыми качествами и используется для мореходства. Активно применяется для осуществления различных плавательных путешествий на дальние дистанции, проведения соревнований, туристических прогулок и рыболовных поездок. В эксплуатации неприхотлива и проста в хранении.

Описание лодок «Обь»

Моторные лодки «Обь» имеют различные технические характеристики, сильно изменяющиеся в зависимости от типа лодки. Большинство моделей обладает остроскулой формой с глиссирующим корпусом. Днище закручено, то есть возле кормы идёт на сужение, а поблизости транца высоко поднимается. По бокам в конструкции имеются були, использующиеся для увеличения остойчивости, а в «Обь-3» они устранены.

Лодка «Обь-3»

В кокпите лодки «Обь» имеются сидения для пассажиров, технические и визуальные их характеристики могут отличаться. Так, у «Обь-1» используется два сидения вместимостью по 2 человека. В «Оби-3» и следующих моделях вместимость увеличена до 6 человек. Везде носовая часть имеет герметичный отсек для вещей. Стекло на лодке «Обь» имеет специфический гнутый вид, это усложняет поиск замены при выходе из строя, но хорошо защищает пассажиров. Под транцем разработана специальная ниша, куда также может укладывать багаж.

Лодке «Обь» покраска требуется нечасто, так как в основе используется дюралюминий и клёпаная технология изготовления. Материал не подвергается негативному влиянию агрессивной среды и морской воды. Толщина листов составляет 1,5–2 м. Для придания герметичности на швах используются специальные тиоколовые ленты.

Технические характеристики лодки «Обь-1»

Лодка «Обь-1» обладает незаурядными техническими характеристиками и оправдывает свою популярность благодаря:

  • максимальной длине – 4,2 м;
  • ширине в наибольшем участке – 1,45 м;
  • борту в миделе по высоте – 0,55 м;
  • весу лодки с полной комплектацией – 140 кг;
  • полезной массе перевозимого груза – до 400 кг;

Моторная лодка «Обь-1»

  • количеству пассажиров – до 4 человек;
  • максимальной мощности мотора – 30 л. с.;
  • предельной скорости при двигателе 20 л. с. с нагрузкой и без нее – 34 и 40 км/ч;
  • материалу конструкции – Д1;
  • методу соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-2»

Выпускалась лодка «Обь-2» в ограниченном тираже, так как практически не отличается по характеристикам от «Оби». Время производства было всего несколько лет, за это время выпущено не больше 100 штук. Достоверных характеристик не установлено, но они практически не отличаются от «Обь-1». Упор в модели сделан на улучшение качества внутренних элементов, корпус взят за основу с предыдущей модели и изменениям не подвергнут.

В моделях «Обь-2» улучшено удобство пассажиров и капитана, чему способствуют:

  • мягкие сидения со специальной обивкой от влаги (иногда используется дерматин);
  • устанавливается тахометр;
  • редукторный тип рулевой колонки;
  • встроенная помпа;

Лодка «Обь-2»

  • габаритные фары для хождения в темноте;
  • область транца усилена, можно устанавливать мотор до 40 л. с., но оптимальным вариантом остаётся 30 л. с.;
  • спереди расположен отсек для хранения груза;
  • лебёдка;
  • в комплектации имеется тент и специальные дуги под него. Может использоваться не только при стоянке, но и в движении;
  • АКБ.

Технические характеристики лодки «Обь-3»

Лодка «Обь-3», по задумке разработчиков, предполагала замену более старых моделей «Обь» и их модифицированного варианта. В основе переработки использовались пожелания пользователей, которые за время эксплуатации более ранних вариантов успели сформировать образ оптимальной конструкции. Лодка «Обь-3» имеет подобные характеристики, ключевыми отличиями в корпусе является небольшое увеличение габаритов и комплектации.

Лодка «Обь-3» – технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,3 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,55 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 185 кг;

Лодка «Обь-3»

  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л.с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л.с. с нагрузкой – 40 км/ч;
  • материал конструкции – Д16, Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Нововведением лодки «Обь» среди всего модельного ряда стало использование материала – Д16. Дюралюминий Д16 немногим отличается от Д1, но прочность такого соединения всё же выше.

Технические характеристики лодки «Обь-4»

Разработкой и созданием лодки «Обь-4» занимался новосибирский завод «Алмаз». Её высокие показатели грузоподъёмности обеспечили народное название «Сибирский богатырь». Для лодки подобного класса она выдерживает рекордные 1,5 т. Подобный вес отлично переносится конструкцией и позволяет развивать скорость до 50 км/ч. Если требуется определить, какая лучше лодка «Обь» по грузоподъёмности, стоит предпочесть эту модель:

  • максимальная длина – 7,2 м;
  • ширина в наибольшем участке – 2 м;

Лодка «Обь-4» с открытой палубой

  • борт в миделе по высоте – 0,82 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,64 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 600 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 1500 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 100 л. с.;
  • максимальная мощность мотора – 130 л. с.;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 50 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,2 м;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-5»

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз». Имеет средние габаритные показатели, которые уступают «Обь-4». Большая часть конструкции была заимствованная с «Обь-3». Обводы отлично показали себя во время эксплуатации, соответственно, остались прежними. Спереди встроены тримаранные обводы, а в корме напоминают «крыло чайки», килеватость у лодки минимальная. Для гашения ударов волн в носу используются спонсоны, которые дополнительно увеличивают силу подъёма. При глиссировании спонсонами обеспечивается создание воздушного кармана для уменьшения смачиваемой поверхности лодки.

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз»

Характеристики:

  • максимальная длина – 5,6 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,78 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,60 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 500 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 965 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 55 л. с.;
  • максимальная дистанция для автономного плавания – 550 км;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 60 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,1 м;
  • необходимое количество горючего – 10 л/ч;
  • вместимость бака – 100 л;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Катер «Обь-5»

Существует модифицированная модель для патрульной службы. Она до сих пор используется в части патрульных станций. Моторная лодка «Обь-5П» имеет несколько другие технические характеристики:

  • меньше в длине на 1 м – 4,6 м;
  • грузоподъёмность – до 850 кг;
  • осадка – до 0,16 м;
  • способна развивать скорость – 70 км/ч;
  • вес в снаряжённом состоянии – 440 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека.

Технические характеристики лодки «Обь-М»

Лодка «Обь-М» – это более современная модель дюралюминиевой версии «Обь». Модификация была проведена и запущена в производство с 1975 г. Во время переработки была увеличена килеватость дна в области носа, это позволило снизить нагрузки от волн. Лодка разрешена к использованию при волнении до 3 баллов. Максимальное расстояние эксплуатации от берега – 3 км.

Наклонные були были заменены второй скулой, это обеспечило увеличение глиссирующей поверхности и улучшило стартовые качества. При нагрузке сильного снижения скорости «Обь-М» не наступает. Тюнинг лодки «Обь-М» привёл к увеличению общей ширины конструкции в корме, что позволило увеличить безопасность использования.

Лодка «Обь-М»

Лодка «Обь-М» технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,24 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,52 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,61 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 170 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л. с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л. с. с нагрузкой и без нее – 32 и 36 км/ч;
  • материал конструкции – Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Какая цена

Реальная цена лодки «Обь-1» составляет $1,5–2 тысячи, но всё зависит от наличия и типа мотора, который существенно удорожает конструкцию. Лодка «Обь-М» – цена на нее значительно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Удорожание может составить до $500.

Самая распространённая среди остальных лодок – «Обь-3», её стоимость начинается от $5500.

Важно изучать фото лодки «Обь» независимо от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.

Отзывы владельцев

Технические характеристики лодок «Обь» не всегда отражают качество конструкции, для этого можно изучить отзывы.

Вячеслав:

«Приглянулась лодка из-за хорошей грузоподъёмности. Приобрёл «Обь-1» 2 сезона назад и остался очень доволен. Единственным замеченным недостатком стала нехватка внутреннего места, бывает негде развернуться».

Александр:

«Множество позитивных моментов лодки «Обь» привлекли меня, и я не пожалел о покупке, но существует несколько небольших недостатков. В частности, хотелось бы повыше борт, а то брызги попадают. Скорость передвижения даже при 20 л. с. вполне устраивает для дальних прогулок».

Лодка «Обь» – конструкция, характеристики

Лодка «Обь» выступает отличным средством для рыбалки, прогулок. При необходимости моторизированное судно может применяться для участия в спортивных соревнованиях. Плавсредство отличается незначительной массой, хорошей проходимостью, неприхотливостью в обслуживании, отсутствием необходимости в создании особых условий для хранения в межсезонье.

Отличительные особенности

Что представляет собой лодка «Обь»? Фото отдельных моделей популярной серии отечественных плавсредств можно увидеть в данном материале. Судно обладает закрученным днищем, кормой, суженной у транца, высоко поднятой скулой. Бортовая часть лодки содержит наделки-були, которые способствуют улучшению показателей устойчивости.

Общий объем носового отсека составляет порядка 200 литров. Последний абсолютно герметичен, что дает возможность лодке удерживаться на воде даже при воздействии самых жестких погодных условий.

О производителе

Лодка «Обь» — это разработка Новосибирского авиационного завода. Серийное производство плавсредств стартовало в далеком 1967 году и продолжается по сей день.

Несмотря на достаточно внушительные габариты, лодка «Обь» широко применяется заядлыми охотниками и рыболовами, любителями отдыха на природе, сотрудниками навигационных инспекций, работниками рыбнадзора.

Более десяти раз серия плавсредств от отечественного производителя входила в список победителей всесоюзных соревнований по преодолению труднопроходимых дистанций в жестких условиях. По результатам состязаний Новосибирскому заводу неоднократно удавалось завоевывать приз в категории «Самая массовая лодка», поскольку плавсредство часто составляло основную массу судов, которые участвовали в заплывах.

После того как первая моторная лодка «Обь» сошла с конвейера, конструкторы сразу же принялись за совершенствование серии плавательных средств передвижения. Возникновение свежих решений привело к выпуску более комфортабельных моделей, которые пользуются популярностью даже сегодня.

Корпус

Корпус судна выполнен в виде дюралеминевых листов, соединенных с помощью заклепок. Герметизация лодки реализована благодаря применению резиновых уплотнителей с замазкой.

Корпус собирается из нескольких отдельных секций. Соединение последнего с нижней частью конструкции выполняется в специальном кондукторе. По завершении клепки стыков по периметру обшивки на лодку устанавливается транец.

Несмотря на качественную сборку и надежную изоляцию стыков, корпуса этой серии суден в значительной мере подвержены расхождению. Поэтому для обеспечения продолжительной службы эксплуатация лодки нуждается в регулярном техническом обслуживании.

Комплектация

Лодка «Обь» содержит такие компоненты:

  • кормовой багажник;
  • шкафчики на передней панели;
  • мягкие съемные сиденья;
  • гнезда для натяжения защитного тента;
  • носовой отсек для хранения багажа.

Кокпит

Как и большинство популярных моделей моторных лодок отечественного производства, «Обь» отличается компоновкой автомобильного типа. Элементы рулевого управления здесь размещаются ближе к левому борту. Непосредственно перед панелью управления располагается диван. Ветровое двухсекционное стекло способствует эффективной защите экипажа от водных брызг и встречного ветра.

Лодка «Обь» — характеристики

Стандартная серия отечественных плавсредств отличается следующими техническими характеристиками:

  • длина корпуса – 4,3 м;
  • ширина – 1,56 м;
  • высота бортов – 0,67 м;
  • максимальная грузоподъемность – 400 кг;
  • вместимость – до четырех пассажиров;
  • вес – 185 кг.

Мореходные качества

Серия моторизированных плавсредств отличается прекрасными показателями устойчивости на воде. Лодки от отечественного производителя обладают идеальной способностью к вхождению на волну. Поэтому неудивительно, что на пике популярности судно представляло собой одно из лучших решений по уровню мореходности из всех доступных вариантов в своем классе.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector