Новый закон об охоте

Федеральный закон 209 был принят государством для того, чтобы можно было контролировать количество убитых животных во время проведения охоты. Чтобы заниматься этим видом деятельности необходимо иметь специальное разрешение, снаряжение и обладать определенными навыками. Именно эти детали и нюансы охоты описаны в настоящем законе.

Список законов РФ об охоте

Кроме Федерального закона номер 209 существуют другие акты и нормативы, регулирующие область охоты и охотничьих ресурсов.

Среди других законов, контролирующих описываемую область:

  • Федеральный закон 52 о животном мире, который был принят 24 апреля 1995 года. Он регулирует сохранность животного мира и охрану окружающей среды;
  • Правила охоты, принятые в июне 2012 года;
  • Федеральный закон 150 об оружии, который был принят 13 ноября 1996 года. Он контролирует правоотношения между лицами во время купли-продажи или обмена стрелковым, холодным или боевым оружием;
  • Лесной кодекс России, который был принят в декабре 2006 года;
  • Федеральный закон 33 об особо охраняемых природных территориях, который был принят в марте 1995 года. Этот закон регламентирует процессы охраны и сохранения безопасности природных зон и заповедников.

Перечисленные законы были приняты для определения прав и обязанностей охотников, защиты животного мира и оформления ответственности лицам за нарушения положений.

Общие положения 209 ФЗ

ФЗ 209 об охоте был принят Государственной Думой 17 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон об охотничьих угодьях содержит 13 глав и 72 статьи. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности в охотничьих хозяйствах. Также он регулирует отношения имущественного оборота при купле-продаже продукции после охоты. Закон регламентирует процессы ведения охотничьих хозяйств и защиту прав охотников.

Краткое содержание Федерального закона номер 209 об охотничьих угодьях и деятельности в них:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Оформлена информация о регулировании прав охотников и основных принципах и нюансах контроля за соблюдением их прав. Описаны правоотношения, регулируемые настоящим законом. Перечислены участники правоотношений. Оформлены мероприятия и меры по сохранению и содержанию в безопасности охотничьих угодий и окружающей среды. Описан термин охотничьих угодий и их структура. Оформлена информация о том, кто имеет право на охоту и как такое право получить. Описаны права собственности на добычу и имущество. Оформлена защита конкурентоспособности и антимонопольные положения закона;
  • В главе второй подробно оформлена информация об охоте. Описано что такое охотничьи ресурсы, как они определяются и способы их добычи. Дан список и описание категорий и видов охоты. Описана охота для промысла, а также любительские и спортивные виды деятельности в этой области. Также оформлена информация о других категориях, таких как научная и исследовательская охота, деятельность для контроля над численностью определенных животных видов и с целью акклиматизации. Описаны также виды охоты, когда граждане ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйство и для содержания и разведения охотничьих ресурсов в искусственной среде обитания. Оформлена информация об охотнике, его права, обязанности и полномочия. Описан охотничий билет и его предназначение. Оформлены ограничения охоты, запреты и виды нарушений. Также описаны правила, которые лица обязаны соблюдать. Дан лимит на количество добытых ресурсов;
  • В главе номер три описан порядок и процесс предоставления государством особых территорий, для развития на них охотничьей деятельности. Оформлены границы таких территорий, ограничения в деятельности и запреты;
  • В г. четыре оформлена информация об охотхозяйственных соглашениях и договорах. Описаны порядки и процессы проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения или договора;
  • В пятой г. описаны способы получения и формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Перечислены места выдачи, причины отказа, способы получения и т. д.;
  • В шестой дан список прав, обязанностей и полномочий органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов самоуправления местных территорий и передача полномочий между учреждениями;
  • В седьмой оформлены государственные способы контроля, надзора и мониторинга за проводимой в описываемой области деятельности. Описаны принимаемые нормы и их изменения, а также территориальное охотоустройство;
  • В восьмой главе описан федеральный надзор за настоящей сферой деятельности;
  • В главе девятой оформлена экономическая сторона охотничьей деятельности, плата за охоту и использование территорий;
  • В главе номер десять оформлены особенности сохранения и защиты окружающей среды в области охотничьих угодий. Описана защита от болезней, гибели, чрезвычайных ситуаций. Регулирование численности, способы увеличения количества ресурсов, содержание и разведение животных и т. д.;
  • В г. 11 оформлена информация об охотничьей инфраструктуре. Описано содержание и местные услуги;
  • В 12 г. описаны способы разрешения споров и конфликтов, а также ответственность за нарушения и преступления в этой области. Оформлена информация о возмещении убытков, изъятии незаконно добытых ресурсов и т. д.;
  • В 13 оформлены дополнительные условия и заключительные требования и положения настоящего Федерального закона.

Участниками правоотношений в области охоты считаются граждане России, физ. и юр. лица, государство, субъекты РФ и муницип. образования и учреждения.

Последние поправки, внесенные в закон об охоте

Последние изменения в ФЗ об охоте и рыболовстве были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 224. Изменения произошли в статье 71, части 3. В этом пункте написано, что все юридические лица или ИП, у которых до настоящей даты изменений были лицензии на пользование животным миром, сроки которых превосходили дату изменений, могут заключить охотхозяйственное соглашение. Однако такие соглашения распространяются только на те территории, которые были оформлены в лицензиях этих лиц.

В ст. 21 ФЗ 209 об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов оформлена информация об охотничьем билете. Такой билет может быть выдан только дееспособным лицам, которые подходят под условия и требования законодательства России. Лица не должны иметь какие-либо непогашенные судимости и обязаны быть проинформированы с охотничьим минимумом. Выдается такой билет должностными лицами органов исполн. власти субъектов РФ. Билет не имеет определенного срока действия или ограничения по территориям, в начале документа должны быть указаны идентификационный номер и серия.

В течение месяца с момента выдачи лицу охотничьего билета он должен быть зарегистрирован, а значит, информация о нем будет внесена в общий государственный реестр. В билете должна быть указана информация об охотнике, получившем его.

Аннулирован такой билет может быть только по следующим причинам:

  • Несоответствие информации, оформленной в билете об охотнике с настоящей информацией из его паспортных данных;
  • После судебного разбирательства в качестве наказания;
  • После подачи самостоятельно лицом заявления с просьбой об аннулировании билета.

Аннулирование билета происходит сотрудником одного из органов исполн. власти России. Сотрудник обязан уведомить лицо об этом в течение одного дня в письменном виде. Однако любое лицо при наличии доказательств имеет право подать жалобу о рассмотрении неправомерного аннулирования.

В ст. 57 закона об охоте оформлена информация, об ответственности правонарушителей. Все нарушения или совершенные преступления в описываемой области наказуемы согласно положениям законодательства РФ. В этой статье также написано, что охота может происходить, если физическое лицо находится на специально отведенной для этой деятельности территории с оружием, охотничьими собаками или птицами.

Скачать последнюю редакцию ФЗ об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Много лет назад охота использовалась людьми для поиска средств пропитания, однако на сегодняшний день она используется как хобби. Именно поэтому государством было принято решение о регулировании и контроле описываемой области. Этот закон разработан для контроля над развитием и улучшением экологии, для защиты окружающей среды. Также он позволяет увлеченным охотой гражданам использовать свои навыки и возможности. Лицам, желающим заниматься этим видом деятельности, рекомендуется изучить настоящий закон во избежание конфликтов и нарушений.

Скачать Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по ссылке.

Закон об охоте Российской Федерации с поправками за 2011 — 2016 год

10 января , 2016

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с поправками. Информация актуальна на первый квартал 2016 года (обновляется).

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Федеральный закон об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года.

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года.

В ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 31.05.2010 N 111-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 14.06.2011 N 137-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;

2) охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;

3) сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;

4) добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов;

5) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

6) орудия охоты — огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии»), а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты;

7) способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;

8) сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов;

9) продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;

10) промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты;

11) любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;

12) услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг;

13) лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов;

14) квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья;

15) охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

16) разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах:

1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

2) установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;

3) участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

4) учет интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

5) использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;

6) гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;

7) определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов;

8) платность пользования охотничьими ресурсами.

Статья 3. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее — отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

Статья 5. Участники отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Статья 6. Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры

Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 — 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Статья 7. Охотничьи угодья

1. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

2. Охотничьи угодья подразделяются на:

1. охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — закрепленные охотничьи угодья);

2. охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее — общедоступные охотничьи угодья).

3. Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

4. Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.

Статья 8. Право на добычу охотничьих ресурсов

1. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

4. Прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Федеральный закон «О животном мире») и настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Право собственности на продукцию охоты

Физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 10. Защита конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

1. Не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

3. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.

4. Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»).

5. Понятия «группа лиц», «соглашение», «согласованные действия» используются в настоящей статье соответственно в значениях, в которых они определены в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Нужен новый закон об охоте

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ, который предлагается совершенствовать рабочей группой Госдумы и Совета Федерации РФ, носит название «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон «Об охоте»). Из названия следует, что закон не об охоте и охотничьем хозяйстве и не об охоте и использовании ресурсов, а именно о сохранении охотничьих ресурсов (то есть охотничьих животных).

Фото Дмитрия Щаницына.

В развитие положений Закона «Об охоте» приняты стратегически важные документы.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Подпрограммой «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов» предусмотрен рост численности в процентах к уровню 2010 года по видам: лось — 153,84; благородный олень — 139,28; соболь — 120,5 и т.д.

И даже для бурого медведя, кормом которого все чаще становятся люди и домашние животные и численность которого во многих субъекта Российской Федерации рекордно высока, предусмотрен рост на 128,42%, несмотря на то что выделяемые лимиты осваиваются лишь на треть.

Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р) фактически является Стратегией развития охотничьих ресурсов, а не отрасли в целом, включая ее социальную базу и трудовые ресурсы.

Основные целевые показатели охотничьего хозяйства Российской Федерации, согласно Стратегии, также сводятся к увеличению численности важнейших видов охотничьих животных не менее чем в 2 раза по сравнению с их фактической численностью в базовом 2013году.

Стратегия развития охотничьего хозяйства, одобренная Комитетом по природопользованию Совета Федерации, аналогично ставит основной целью увеличить численность охотничьих животных в России в 4–6 раз (Парламентская газета, 2017 г., 28 февраля).

Председатель профильного комитета Госдумы РФ Н.П. Николаев также считает, что «основными направлениями совершенствования законодательства в области охоты должны стать сохранение охотничьих ресурсов, их воспроизводство и борьба с браконьерством».

Примером грамотной постановки стратегической цели может служить смежная сфера биологического природопользования — рыбное хозяйство.

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачей увеличение вылова водных биоресурсов к 2020 году в 1,9 раза.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314) предусматривает обеспечение к 2020 году среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбы и рыбопродуктов на уровне не ниже 23,7 кг.

Именно в охоте должен воплощаться ведущий тезис международной Конвенции о биоразнообразии: разумное использование биологических ресурсов — действенное средство их охраны.

Основоположник иркутской школы охотоведения профессор В.Н. Скалон утверждал, что охрана без использования — бессмыслица. Ресурсы охотничьих животных требуют ежегодного сбора «урожая».

Не собранный охотниками «урожай» пропадает безвозвратно без пользы для общества, для людей, порождает другие проблемы. Наращивать ресурсы охотничьих животных в природе — то же, что копить молоко в корове.

Фото Антона Журавкова.

Охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

Оно должно производить продукцию в виде добытых диких охотничьих животных, выращивания охотничьих животных с целью выпуска в охотугодья, «под ружье», оказания услуг охотникам, способствовать удовлетворению потребностей граждан в отдыхе и т.д.

Критериями деятельности охотничьего хозяйства должно быть не число установленных аншлагов, солонцов, галечников, искусственных гнезд, не объем выложенной подкормки, размер кормовых полей, число заготовленных веников или не численность охотничьих животных в угодьях, а выход охотничьей продукции, увеличение качества и объема оказываемых услуг, степень удовлетворения потребностей граждан России деятельностью этой сферы.

При принятии закона об охоте ученые и практики были единодушны в том, что он хуже действовавшего в тот период охотничьего законодательства и породит больше проблем, нежели разрешит искрящие вопросы (заключения института направлялись в Государственную думу, Федеральное собрание, Президенту РФ, публиковались в СМИ, обнародовались на сайтах в сети интернет).

Практика применения закона об охоте подтвердила его социальную недостаточность (ущербность), вызвавшую острую, глубокую затяжную напряженность в обществе, особенно в сфере доступа к охоте, экологической грамотности и активности охотников, определении границ правомерного и незаконного поведения и по другим вопросам.

Что же показал мониторинг последствий применения закона, каковы его оценки? По образному выражению профессора В.А. Кузякина, действующий ныне закон «выскочил как черт из табакерки».

Поэтому он и получился, по его оценке, таким безобразным, антинародным, антисоциальным, антиэкологичным, антиэкономичным, коррупционным. Его мнение — нужен новый закон, более разумный.

Профессор М.Д. Перовский указывает, что ничего хорошего после принятия Закона «Об охоте» не вышло и не выйдет. Закон направлен на то, чтобы добить охотничье хозяйство России, разрушить его окончательно и уничтожить прекрасные традиции, утвердившиеся в стране за последнее столетие. Подправить существующий закон. Овчинка выделки не стоит. В закон придется внести столько добавлений и исправлений, что лучше написать новый.

Фото Антона Журавкова.

Профессор Ю.И. Рожков указывает, что нужен концептуально иной, национально ориентированный закон об охоте.

О необходимости коренной переработки закона в свое время писал и директор Охотдепартамента Минприроды России А.Е. Берсенев в статье «Закон «Об охоте»: исполнить нельзя исправить. Где поставить запятую?».

В отношении чрезмерно усложненной процедуры выдачи путевок «я и сам, как и большинство наших охотников, вначале был глубоко возмущен, — говорил министр Минприроды России Ю.П. Трутнев, — но, когда разобрался с текстом закона в руках, убедился, что вся дополнительная дурь возникла благодаря требованиям, продиктованным новым Законом «Об охоте…»! Когда на основании этих требований к охотничьему билету надо приложить разные справки и другие бумажки, это нельзя расценить иначе, как издевательство над людьми».

По мнению А.Б. Линькова, нынешний охотничий закон не решил проблем, накопившихся в охотничьем хозяйстве за последние два десятилетия, и требует кардинальной переработки.
Долгожданный закон оказался антиохотничьим.

«Конституционное право граждан России — равное право на охоту попрано!» — пишет профессор А.А. Данилкин. Он считает, что вопиющая социальная несправедливость в доступе к охотничьим ресурсам, запрограммированная законом об охоте, привела к росту протестного браконьерства, которое государство остановить не в силах.

Эффективная охрана, воспроизводство, увеличение и рациональное использование объектов животного мира при существующем законе невозможны, о чем ведущие ученые и специалисты страны предупреждали президента страны и пишут об этом до сих пор.

Е.В. Горбунова сообщает, что в развитие закона «документы по нормативному правовому обеспечению в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, произведенные МПР за два года исполнения полномочий, по безграмотности и цинизму применительно к использованию охотничьих ресурсов не имеют равных в мире».

При реформировании многих федеральных правовых норм по ведению охотничьего хозяйства явно прослеживается четкая закономерность: они практически всегда вызывают бурю возмущения, недовольства и неприятие у подавляющего большинства не только охотников, но и специалистов, представителей науки и общественности.

Кандидат филологических наук Е.К. Целыхова сообщает, что в тексте закона более 70% понятий не имеют законодательно закрепленных определений или имеют определения, вызывающие резкую критику специалистов.

А.А. Сицко указывает, что противоречивые нормы закона об охоте создали множество судебных споров, число которых превысило 200 тысяч, более 600 из них рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации.

«Мое личное мнение, — пишет А. Фирсов — ­ место Закона «Об охоте» со всеми поправками, а соответственно, и выстроенной на нем «Стратегии развития охотничьего хозяйства…» — в костре».

К сожалению, пока осуществляется лишь «лоскутное» совершенствование Закона «Об охоте» — 20 раз вносились поправки. Однако его деструктивную сущность частными изменениями и дополнениями преодолеть невозможно.

Не зря представители охотничьего сообщества и ведущие эксперты охотничьей науки, практики констатируют схожесть принятых и предлагаемых поправок с припарками, которые, как известно, мертвому не помогут.

Совершенствовать этот закон то же, что на гнилую шубу клеить новые заплатки. Нужна коренная переработка закона.

Разделяя позицию доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова, о том, что право может задерживать либо подталкивать природоохранные, как и иные общественные отношения, быть их тормозом либо стимулятором, считаем, что ключевым в сфере охоты и охотничьего хозяйства является необходимость разработки и принятия нового Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» на принципиально новой концептуальный основе (с изменением совокупности теоретических и методологических положений).

Фото Антона Журавкова.

Упор в новом законе должен быть сделан не на охрану, а на устойчивое использование ресурсов, на рост выхода продукции охоты, увеличение качества и объема оказываемых услуг, на максимальное удовлетворение потребностей граждан России в охоте, ибо охрана, увеличение численности — не самоцель, а лишь необходимый фундамент неистощительного использования поголовья животных.

Для повышения эффективности деятельности охотничьего хозяйства, его вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны охотничье хозяйство должно быть отраслью материального производства, обеспечивающей потребности населения в экологически чистых и полезных для здоровья продуктах питания (мясо диких животных), а также в пушнине и услугах в сфере охоты.

В этой связи представляется приоритетным объединение усилий Госдумы РФ, Совета Федерации, ученых, практиков, охотников в подготовке новой научно обоснованной Концепции проекта Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», направленной не только на охрану охотничьих животных и среды их обитания, но и на их устойчивое использование, дополняющей и обеспечивающей экологический императив законов об охране окружающей среды и о животном мире социальными положениями, рассматривающими охоту в качестве неотъемлемого, естественного права человека, древнейшего, сложного эколого-социального феномена, традиционной трудовой и рекреационной деятельности, объекта культурного наследия народов России.

Необходимо решить проблему отсутствия у долгосрочных охотпользователей надлежащих прав, когда они вынуждены нести убытки из-за запретов и сокращения сроков весенней охоты, задержек с разрешением летне-осенней охоты, с утверждением лимитов, урезанием квот добычи, выдачей бланков разрешений и по другим причинам.

Наиболее ярко общую позицию выразил доктор биологических наук, профессор Н.Д. Перовский: «Это опять пережиток госплановской коммунистической системы. Начальник, директор, владелец должны быть подлинными, а не мнимыми хозяевами своего или подчиненного хозяйства.

Именно хозяин должен определять и устанавливать необходимую ему численность и виды диких животных в собственном охотничьем хозяйстве, определять сроки и нормы отстрела, то есть определять порядок ведения охотничьего хозяйства».

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.К. Мельников восклицал: «Планируют, сколько следует добыть животных в хозяйствах не их владельцы, а надзорные органы, которые к ведению хозяйства не имеют никакого отношения… Разве это не издевательство над здравым смыслом, не узаконенное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность?»

Установление объемов изъятия, норм добычи животных задача не столько юридическая, сколько охотоведческая. Оформление нормирования (квоты, нормы добычи), установление сроков охоты нуждаются в правовом переосмыслении и нормативном переоформлении.

Расширение прав долгосрочных охотпользователей призвано, в конечном счете, устранить централизацию в регулировании охоты и охотничьего хозяйства, привести к упрощению процедур и уменьшению административных барьеров.

Именно долгосрочные охотпользователи, как никто иной, заинтересованы в эффективной организации охраны и использования животных в предоставленных им охотничьих угодьях.

Централизованное государственное регулирование использования охотничьих животных (лимиты, квоты, нормы, сроки охоты и т.д.) может быть сохранено лишь в общедоступных (не закрепленных за пользователями) охотничьих угодьях и т.д.

Н.В. Краев, И.А. Домский 11 июля 2018 в 12:26

Изменения закона об охоте 2017 и 2016 года

Закон об охоте ред. от 23.06.2016

Настоящий федеральный закон «Об охоте» принят Госдумой более семи лет назад — 17.07.2009 (закон РФ 209-ФЗ). За прошедшее время он не единожды редактировался; в этом смысле не оказались исключением и 2016 и 2017й года.

Закон об охоте 2016 изменения:

В чем состоит суть последних изменений? Если перевести специализированный юридический язык на общедоступный, то новшества затрагивают:

  • ужесточение/смягчение правил охоты на различные группы животных;
  • расширение/уточнение прав охотничьих инспекторов;
  • документацию;
  • особенности охоты с привлечением охотничьих собак.

На сегодняшний день установлены такие сезонные охотничьи сроки:

  1. дичь (болота и луга) — с 10.07 по 24.07 на нее позволена охота с гончими и охотничьими породами собак; с 25.07 по 15.11 на нее позволена охота с пневматическим, огнестрельным оружием и собаками;
  2. дичь (поля и степи) — с 10.07 по 4.08 позволена охота без пневматического и огнестрельного оружия;
  3. дичь (водоплавающая) — с 1.08 позволена охота с охотничьими и гончими породами собак без применения оружия, отныне не надо дожидаться второй субботы месяца;
  4. зайцы и лисы — с 1.09 позволена охота с гончими и охотничьими породами собак, с 15.09 позволена охота с гончими и охотничьими породами собак и огнестрельным/пневматическим оружием.

Правила, касающиеся иных видов животных (как правило, они занесены в Красную книгу), остались без изменений. Так, например, охота на сайгака до сих пор запрещена.

Информационные знаки отныне являются неприкосновенными. За стрельбу по ним представители охотничьей инспекции имеют право наказывать нарушителей. Этим их полномочия не ограничиваются.

Статья 41 уточняет правила и нормативы, согласно которым охотники должны предъявлять сотруднику производственной охотничьей инспекции для проверки не только свои документы (билет охотника, разрешение хранить и носить оружие, путевку, разрешение добывать охотничьи ресурсы), но также продукцию охоты, орудие и средство передвижения.

Представитель инспекции имеет право составить акт о правонарушении административного характера или криминальном деянии, а также приобщить к нему фото- и видеоматериалы, сделанные собственноручно.

Отныне охотники обязаны делать пометку на обороте разрешения еще до изначальной обработки и перемещения добытого зверя (или птицы).

Коллективная волчья охота теперь равнозначна коллективной медвежьей охоте либо охоте на копытных. При этом, весенняя охота на бурого медведя расширена по срокам.

Сильные изменения претерпели правила тренировки охотничьих собак. Отныне их обучение проходит без использования оружия и только на специальных участках внутри угодий. Также отменена возможность тренировать четвероногих охотников весь год — теперь с ними можно проводить дрессировку только в специальные сроки, которые предусматривают Правила охоты.

Трудно не заметить, что в последней редакции закона наблюдается достаточно тонкая система балансов и противовесов. С одной стороны, значительно расширились права охотничьих инспекторов, и изменилась процедура оформления охоты на волков. С другой стороны, увеличены сроки охоты на бурых медведей и водоплавающую дичь.

Подобные изменения закона об охоте трактуются вполне однозначно. Они говорят о желании властей эффективнее контролировать процесс охоты, а также о стремлении выровнять баланс фауны на охотничьих просторах, скорректировать популяцию различных видов животных.


Закон об охоте 2017

Слушание Комитета ГД по природным ресурсам от 6 апреля 2017 года

В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям шестого апреля состоялось парламентское слушание по «Совершествованию правового регулирования сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания». На этом собрании присутствовали члены Совета Федерации с депутатами Государственной Думы, а также представители различных профильных ведомств и министерств, и СМИ.

Николай Николаев выступил с тем, что на сегодняшний день государству необходимо не только сдавать охотничьи угодья в аренду, но еще и найти добросовестных партнеров. Это позволт обеспечить все условия для длительного успешного сотрудничества и постепенного приумножения уже имеющихся охотничьих ресурсов.

Участники заседания достаточно много внимания уделили законопроекту по предоставлении привилегий охотпользователям на основании долгосрочного соглашения, предусматривающего развитие охотничьего хозяйства. Сейчас данный законопроект находится на стадии разработки. Он должен содержать специальные критерии оценки, а также методы определения добропорядочности партнеров. Кроме того, в нем будут указаны меры, которые нужно принимать в отношении к недобросовестным пользователям. Очень важно позаботиться об обеспечении для заинтересованых лиц постоянного доступа ко всей информации о подписанных соглашениях.

Андрей Филатов рассказал присутствующим о том, каким должно быть ведомство, занимающееся нормативно-правовым регулированием эффективного развития охотничьих хозяйств и любительской охоты, а также обеспечением естественной среды обитания для коренных малочисленных народностей. Он утверждает, что необходимо, чтобы охрана охотресурсов находилась на приоритетном месте в процессе создания законопроекта, ведь эта сфера деятельности человека приносит достаточно большие суммы денежных средств.

Максим Щаблыкин на собрании продемонстрировал возможный комплексный подход к работе над законами, используя парламентский клуб «Природа», который был создан в качестве специальной экспертной площадки при Комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Он согласен со словами Николая Николаева.

Охота с луком в россии по закону:

Андрей Луговой, представляющий Комитет по безопасности и противодействию коррупции, поднял тему, касающуюся обращения охотничьего оружия, включая луки с арбалетами, которые пользуются достаточно большой популярностью в других странах.

Кроме того, были затронуты и другие вопросы, касающихся использования охотничьих ресурсов. По конечным результатам состоявшейся дискусии в Комитете будет подготовлен соответствующий документ, который выложат на официальном сайте учреждения, который найти мы так и не смогли, однако)

Мнения охотников о законе:

Закон об охоте настолько «Сырой», что даже не хочется об этом говорить — он не стоит времени нашего обсуждения.
Для примера приведу всего лишь две статьи:

Статья 29. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов
1. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Право на добычу охотничьих ресурсов
3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

бляха и это в одном законе. т.е. чтоб получить разрешение, у охотника должно возникнуть право на добычу, а право возникает после получения разрешения. и как прикажете это понимать)))))).

Что регламентируют правила охоты в РФ, и каковы главные изменения 2017-2018?

Правила охоты в РФ

Правила охоты в РФ утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 512 в 2010 году.

Основное назначение правил — установление требований, связанных с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов на всей территории РФ.

Уже в пункте 2 правил говорится о том, что они не распространяют свое действие на защиту и использование диких животных, которые содержатся в неволе и находятся в собственности физических/юридических лиц или предпринимателей.

Охотник при осуществлении охоты должен иметь при себе:

  1. Охотничий билет (см.: Как и где получить охотничий билет единого федерального образца (2014-2015)?).
  2. Разрешение на оружие, если оно используется при охоте (см.: Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы).
  3. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов (если охота проходит в общедоступных угодьях).
  4. Если охота проходит в закрепленных охотничьих угодьях, то помимо специального разрешения необходимо наличие путевки.
  5. Если охота производится в иных местах — необходимо разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
  6. Если охота происходит с участием ловчих птиц, то необходимо иметь специальное разрешение на их содержание и разведение.

Все вышеуказанные документы охотники обязаны предъявить по требованию уполномоченных должностных лиц.

Охота может быть индивидуальной и коллективной. При осуществлении коллективной охоты на некоторые виды животных ответственным за порядок ее осуществления является гражданин, на имя которого выдано соответствующее разрешение.

Все незаконно добытые животные и иная продукция охоты подлежат безвозмездному изъятию или конфискации.

Кроме того, правилами охоты закреплено, что в целях обеспечения безопасности при проведении охоты запрещено:

  1. Охотиться на животных с применением оружия на расстоянии ближе 200 метров от ближайшего жилья.
  2. Если цель неясна и невидима, запрещается стрелять «на шум» или «на шорох».
  3. Стрелять по птицам, которые сидят на проводах или столбах линий электропередач.
  4. Если стоит линия стрелков, запрещено стрелять в том случае, если снаряд может пройти на расстоянии менее 15 метров от стрелка.
  5. Стрелять по различным информационным знакам.
  6. Организовывать загоны животных таким образом, что охотники, которые движутся в загоне, окружают всех животных, оказавшихся в загоне.

Изменения в правила охоты в РФ 2017-2018

Два крайних года не привнесли новшеств в правила охоты, поэтому стоит остановиться на более ранних поправках.

Изменения 2015 года ввели новую обязанность для охотника. После полного использования разрешения на охоту (т.е. истёк срок использования, добыто установленное разрешение количество дичи и др.) охотник обязан направить сведения о добыче в место получения разрешения.

Некоторые изменения коснулись правил охоты на медведей и копытных животных.

В сентябре 2014 в правила охоты РФ были внесены изменения, касающиеся требований, связанных с обучением охотничьих собак и ловчих птиц. Кроме того, нововведения коснулись также сроков охоты на лисицу, зайцев и пернатую дичь.

Теперь владельцы охотничьих собак разделяют свой охотничий сезон на 2 этапа: 10.07–24.07 — охота без применения огнестрельного пневматического оружия (на болотно-луговую дичь); с 25.07 по 15.11 разрешена охота не только с собаками, но и с ружьями.

Ранее в правилах было закреплено, что охота без оружия на полевую и степную дичь разрешена с 05.08 по 31.12, а в новой редакции установлен дополнительный срок — с 10.07 по 04.08; то есть охотиться можно с 10.07. по 31.12.

Кроме того, теперь раньше будет открываться охота на водоплавающую дичь без оружия, но с собаками — с 01.08 (ранее она открывалась со 2-й или 3-й субботы августа).

Если ранее охота на лисицу и зайца с собаками, но без оружия открывалась с 15.09, то теперь срок открытия передвинули на 01.09; а с 15.09 теперь разрешена та же самая охота, только с оружием.

В новой редакции правила охоты предусматривают пункты, которыми закреплены требования, связанные с обучением ловчих птиц и охотничьих собак. Изменения разрешают обучение собак круглогодично, но в специально отведенных зонах для натаски и нагонки. Но с целью уменьшения потенциального ущерба, который причиняется диким животным от регулярного обучения собак (так называемый фактор беспокойства), в таких зонах спортивная и любительская охота запрещаются.

Теперь к птицам, на которых запрещается охота в весенний сезон, отнесли и серого гуся. Запрет этот связывается с резким снижением на территории РФ численности популяции серого гуся.

Кроме этого, охотники могут круглогодично находиться с собаками без привязи, независимо от сроков охоты в охотничьих угодьях, но лишь в зонах нагонки и натаски.

Изменения в правила охоты в 2013 году

Несмотря на то что правила охоты в РФ были утверждены еще в 2010 году, в 2013 году приказом Минприроды № 581 в них были внесены следующие немаловажные изменения, на которые хотелось бы обратить внимание:

  1. Нововведения, которые касаются всех владельцев собак охотничьих пород. Теперь обучение таких собак должно проходить в специальной зоне, которая отведена для этого на территории охотничьего угодья, без использования охотничьего оружия. Да и время обучения собак сократилось с промежутка «круглый год» до сроков, которые предусматриваются правилами охоты.
  2. Существенным изменениям подверглись сроки охоты на лосей, медведей, волков и косуль европейских. Кроме этого, расширились сроки охоты весной на бурого медведя; но изменениями установлен запрет на охоту на сайгака.
  3. Изменения в правила охоты запрещают стрельбу по информационному знаку. Отныне у охотинспекторов появился реальный инструмент воздействия на правонарушителя — привлечение к административной ответственности за нарушение данного запрета.
  4. Теперь производственные охотинспекторы вправе требовать с охотников для осмотра:До того как охотники произведут первичную переработку и транспортировку добытого животного, они должны сделать отметку на обратной стороне разрешения.
    • разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
    • охотничий билет;
    • путевку;
    • разрешение на оружие;
    • транспортное средство.
  5. Согласно нововведениям, коллективная охота на волка приравнена к коллективной охоте на медведей и парнокопытных.

Административное наказание за несоблюдение правил охоты

Статья 8.37 КоАП предусматривает следующие составы административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил охоты в РФ:

  1. Однократное нарушение правил охоты карается административным штрафом в размере от 500 до 4000 рублей; конфискацией орудий охоты (или без таковой) или лишением права осуществлять охоту на срок до 2 лет.
  2. Если в течение 1 года после первого будет совершено повторное правонарушение, то размер штрафа, налагаемого на правонарушителя, увеличивается с 4000 рублей до 5000 плюс конфискация орудий охоты (или без нее); максимальный срок лишения права на осуществление охоты увеличивается до 3 лет.
  3. Если нарушены сроки осуществления охоты (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), гражданин лишается права на осуществление охоты на срок от 1 года до 2 лет.
  4. Если охотник отказывается предъявить уполномоченному должностному лицу для осмотра разрешение на добычу охотничьих ресурсов, охотничий билет, путевку или разрешение на оружие, то он может лишиться права на осуществление охоты на срок от 1 года до 2 лет.

Таким образом, правила охоты в РФ, утвержденные в 2010 году, продолжают действовать с внесенными в них в сентябре 2014 и августе 2015 года изменениями.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector