Ходовые огни на лодку

Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных судов на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».

схема расположения ходовых огней на судне

И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости.

Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!

В продаже имеется много различных вариантов огней, но они все предназначены для лодок с жёсткими корпусами и устанавливаются на них стационарно. Более того, они все, как правило, подключаются к бортовой сети электропитания 12 В. А не у всех ПВХ-судов есть запас мощности аккумуляторов или генератора мотора, чтобы помимо приборов навигации запитывать ещё и лампочки ходовых огней.

Когда я столкнулся с такой ситауцией, то решил всё сделать самостоятельно и в съёмном варианте. Так, чтобы всё монтировалось на носовом тенте. Этим мне и хочется поделиться, но прежде – несколько слов о требованиях к подобным ходовым огням.

Итак, ходовые огни для лодок ПВХ должны быть установлены в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Приведу из них некоторые положения в части, касающейся несения судовых огней для судов длиной меньше 7 м.

Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.

2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.

3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3,7 км), бортовые огни – за 1 милю (1,85 км), круговой огонь – опять за 2 мили.

Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле.

Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

— белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;

— бортовые огни по бортам (зеленый – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющим сектор освещения 112,5° от направления прямо по курсу до 22,5° позади траверза соответствующего борта;

— если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.

Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.

Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор.

Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°.

Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0,7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв.

Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72, и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому.

Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки.

К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.

Огни маломерных судов

Каждое судно должно быть снабжено ходовыми и отличительными огнями согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и при выходе в море — «Международным правилам предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72).

В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям — с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:

  • правый отличительный бортовой огонь — зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь — красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый огонь — белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь — белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).

В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые — имеющие длину до 7 м — суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.

На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь — белый с круговым сектором освещения.

Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового — 2 мили, бортовых отличительных — 1 миля.

На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.

Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.

Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.

На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.

Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.

На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.

В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.

При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь — ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.

Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.

Топовый свет на катер

Есть такие правила плавания (ППВВП) , предписывающие поведение (оснащение) плавучих средств на воде.
Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), а также в условиях ограниченной видимости днем.

Огни маломерных и парусных судов . Катера и моторные лодки, независимо от мощности двигателя, должны нести на ходу топовый, [бортовые и кормовой огни. Бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре.]

При стоянке на якоре в месте, где могут плавать другие суда, моторное маломерное судно должно нести один белый круговой огонь. Такой же огонь оно должно нести, если идет на веслах, под парусом или на буксире (можно также иметь такой огонь наготове и показывать его при приближении других судов).

И сначала мы не собирались никогда ночью плыть. Но, вот однажды возвращались домой на запасном моторе небыстро (и против течения).

И уже быстро стемнело. Мы включили два налобных китайских фонарика, один светил вперед и один назад. И обгоняли ползущую баржу с буксиром-толкачем.

В общем надо иметь на моторке Топовый сигнал(свет).

Сейчас мы и на якорь ставим катер с Топовым огнем.

У нас на катере (Прогресс-4) до этого была лампочка на железке. Крепилась на козырек (переднее стекло). Мы переделали козырек — на козырек с форточкой. Это для выхода с катера через носовую палубу (довольно удобно). А лампочку забраковали.

Сделали на светодиодах от 12в. Запитывается от отдельного Аккумулятора. Схема и конструктив показаны ниже.

Отверстия под ножки светодиодов в картонке прокалываются иголкой.

Затем светодиоды распаиваются согласно схеме. Светодиоды накрываются прозрачным колпачком из пластика, который приклеивается к пластиковому основанию и кусочку от трубки d=32мм. Вся эта комбинация надевается на верхний конец трубки d=22мм и закрепляется шурупом сбоку. Провод от светодиодов пропускается внутри трубки d=22мм.

Резисторы впаиваются в разрыв провода и закрываются(изолируются) кембриками. Ток потребления от аккумулятора составил

Суммарная длинна (высота) получилась 105см. И еще высота борта.

Крепится через дощечку под заднюю «утку» и фиксируется струбциной (временно).

На стоянке (на базе) у нас все это снимается (и складируется в каморке)

Габариты и топовый огонь на надувной лодке

Но для начала отвечу на вопрос «зачем свет»? Ведь многие полагают, что и фонарика хватит… Начнём с того, что по правилам маломерное судно в условиях недостаточной видимости должно нести габаритные огни, а ночью – ещё и топовый (передний) огонь. Правда, для небольших плавсредств с подвесными моторами сделано послабление – им разрешено нести только один круговой огонь белого цвета.

Но надо понимать, что сделано это только из соображений, что далеко не на каждой моторке есть бортовая электросеть, и дабы не осложнять жизнь судоводителям, в правилах ввели такое послабление. Но, ни один нормальный человек, в полной темноте не станет идти под моторным ходом при тусклом свете кругового фонарика. Тут, скорее, речь идёт о том, что при непредвиденной ситуации этот фонарик позволяет кое-как дойти до берега и быть при этом заметным для других судов. Ни о какой штатной эксплуатации лодки с одним фонарём на борту речи не идёт.

У меня же задача совсем иная и возможность идти ночью под моторным ходом, для экономии времени на сплавах, закладывалась в конструкцию лодки с самого начала тюнинга. А ночные переходы – это и так сложное и далеко не всегда безопасное мероприятие, и для минимизации рисков нужно банально видеть, куда идёт лодка, и чтобы другие участники водного движения эту лодку видели. Так что нужно иметь и полноценные габаритные огни, и топовый огонь на носу.

Соответственно, источники света должны быть, во-первых, яркими, а во-вторых, иметь минимальное энергопотребление, поскольку в бортовой сети данной лодки нет возможности для подзарядки аккумулятора от мотора (поскольку моторы с генераторами довольно дороги, то, думаю, что аналогичная ситуация будет у большинства водников). Из этого требования следует вывод, вернее два – использовать нужно только светодиоды, а запитывать их надо непосредственно от сети 12В (дабы избежать потери тока в инверторе). Со вторым условием, кстати, возник ряд сложностей, но обо всём по порядку…

Габаритные огни. Они должны быть двух цветов – красного и зелёного – и устанавливаться по бокам лодки. Очевидно, что единственное место для их крепления – это транец. В принципе, проще всего, использовать для этого мелкие струбцины, но их под рукой не было, зато были пластиковые трубы, из которых я и решил сделать крепления. Для этого отпили два одинаковых отрезка со стыком. На одном конце трубы (как раз на стыковом узле – он обеспечивает достаточную жёсткость конструкции) сделал прорезь в виде буквы «П», а сверху вырезал полусферу, в которой будут располагаться источники света.

Поскольку прорези я выплавлял, а не прорезал, то края получились довольно грубыми – их я обработал ножом и наждаком. Далее встал вопрос об источнике света. Вообще, разноцветные светодиоды спокойно продаются в магазинах для радиолюбителей, но у меня под рукой был некоторый запас таких диодов от различной техники. Но все они рассчитаны на напряжение примерно 4В, так что для подключения к бортовой сети их пришлось соединять в группы последовательно, по 3-4 диода. На положительный контакт каждой такой группы обязательно надо поставить ограничительный резистор, чтобы итоговый ток не превышал 20мА (измерить можно при помощи обычного мультиметра). Ну и далее эти группы я спаял в два модуля, зелёного и красного цвета, соответственно.

Осталось поместить их в корпусе габаритов, но для начала, нужно было установить отражатель, поскольку если просто поместить источник света в серую трубу, то часть световой энергии будет уходить впустую, а если там будет отражатель, то потребляемый ток будет расходоваться с наибольшим КПД.

В качестве отражателя я использовал обыкновенную фольгу, наклеив её на заднюю стенку каждого габарита. Но при этом не стоит забывать, что фольга проводит электричество, а значит, диоды (и их открытые контакты) надо от неё оградить. Для этой цели, поверх фольги, я приклеил слой прозрачной плёнки. После этого, поместил туда диодные модули и приклеил их уже к плёнке.

Теперь следующая задача – надо защитить всё это от попадания воды, прежде всего, от дождя (забортная вода, в штатном режиме, туда попасть не должна в любом случае). Соответственно, надо снабдить габариты брызгозащитой.

Для этих целей, со стороны диодов я приделал прочную прозрачную плёнку, которую закрепил изолентой, а верхнее отверстие закрыл несколькими слоями всё той же изоленты. Низ же оставил открытым, на случай, если вода всё же как-то попадёт внутрь, то она хоть сможет вытечь из устройства.

Но кроме боковых габаритов, сзади лодки надо иметь ещё и кормовой габарит белого света. Его я решил делать из старого налобного фонаря.

Собственно, из фонаря нужны сами светодиоды и отражатель, остальные детали здесь не понадобятся. Диоды, по уже описанной выше схеме, нужно спаять в группы для подключения к сети 12В. С одного фонаря таких групп получается четыре штуки, т.е., по две группы на передний и задний габариты, чего более, чем достаточно. Сами эти группы я расположил в корпусе отражателя, и сверху залил клеем.

Снизу, на этот же клей, приделал прозрачный пластик, при том так, что и пространство внутри отражателя заполнено клеем (это нужно для герметизации). Добиться этого можно очень просто – положить отражатель на кусок прозрачного пластика, и сверху, в несколько слоёв, залить клеем. Тогда, одновременно с креплением диодов, заполниться и внутреннее пространство, да и пластик приклеится. Потом останется только отрезать лишний пластик по краям.

Теперь надо придумать для этого фонаря корпус и крепление к транцу. Собственно, в качестве корпуса идеально подошла заглушка от пластиковой трубы, а крепить эту штуку я решил при помощи попавшей под руку струбцины от старой лампы.

Закрепить в заглушке струбцину, а заодно и придать ей герметичность, я опять решил при помощи клея, залив им стержень струбцины полностью

Когда клей высох, то я поставил на место сам осветитель и прикрепил его изолентой

На сим, работы в области транца были завершены – кормовые и боковые габариты готовы

Теперь настало время переднего габарита. Для начала, надо было решить задачу с его креплением. Очевидно, что в носу лодки есть только одна точка для этого – транспортировочная ручка. Иные варианты закрепления возможны, но они требуют наклейки на корпус дополнительных держателей, чего я делать категорически не хотел.

А раз точка крепления одна, то я решил использовать её для одновременного закрепления переднего габарита и топового огня. Для этих целей, я сделал так называемый «световой рым» (понимаю, что терминология не совсем корректная, но иного слова подобрать не получается), т.е. такую штуку из двух досок, которая в натяг входит во внутреннее отверстие ручки, фиксируется там за торчащий со внутренней стороны ручки пупырышек (не знаю, для чего он изначально, но мне пригодился). Сверху этого светового рыма я установил вертикальную фанерную планку для крепления топового огня (фото этой штуки без обвеса, к сожалению, я не сделал, но чуть ниже покажу уже в сборе).

Сам корпус переднего габарита я решил сделать из квадратного отсека китайского налобного фонаря, предварительно расположив на его дне отражатель по уже известной читателю схеме. И, так же, на клей, прикрепил две группы светодиодов.

Всё это дело, просто винтами через корпус, прикрепил к основанию светового рыма. Теперь оставалось только собрать и прикрепить топовый огонь. Но, для начала, пришлось решать проблему наклона. Дело в том, что световой рым стоит под углом к урезу воды, и если закрепить освещение непосредственно на нём, то луч света будет идти в воду буквально в нескольких метрах по носу. Так что пришлось делать крепление, которое бы нивелировало этот градус.

Собственно, для этой цели пригодилась опора от монитора, которая как раз лежала на столе. Её то я и закрепил на фанере, а к ней уже, потом, можно без труда крепить осветители. Бонусом – возможность менять боковой угол (ширину бокового освещения).

Только, конечно, прежде, чем проделывать все эти операции, все деревянные части нужно обязательно покрасить, иначе они прейдут в негодность буквально за несколько рыбалок (особенно это касается фанеры). Ну и передний габарит надо закрыть прозрачным пластиком, дабы вода не попадала.

Теперь настало время делать топовый огонь. Вообще, здесь возникает целый ряд проблем, которые, если честно, я так до конца и не решил. Связаны они с необходимостью питания от сети 12В. Вообще, идеальным топовым огнём был бы светодиодный прожектор. Таких на рынке очень много, они уже имеют влагозащиту, и стоят не дорого. Но одна беда – все найденные мною модели работали от сети 220В. На 12В их, похоже, не делают…

Второй вариант – это использовать светодиодные автомобильные лампы и корпус от автомобильной фары. Но тут беда в том, что все лампы имеют, кроме направленных вперёд, и боковые светодиоды, которые, в условиях водной эксплуатации, будут просто лишней тратой заряда АКБ. Да, попадались мне на глаза противотуманные фары, которые, в принципе, подходят под данную задачи и имеют мощный направленный свет, но их стоимость далеко не демократична, а меня «жаба душит» отдавать за топовый огонь треть стоимости эхолота.

В итоге, полностью данную проблему я пока не решил, и устройство топового огня, о котором пойдёт речь дальше, можно рассматривать, скорее, как временный вариант. Потом я его переделаю, но пока, для ходовых испытаний, буду обходиться тем, что есть.

И так, я взял три дешёвых китайских фонаря, вроде тех, что продают в магазинах «всё по одной цене», и использовал их как доноров. Первым делом, убрал кнопку и отсек для батареек, а световой отсек разобрал. Три комбинации светодиодов я соединил последовательно, чтобы можно было подключать к сети 12В. На входе поставил ограничительный резистор (в моём случаи, резисторы, ибо не нашлось под рукой нужного номинала и пришлось собирать из нескольких), при том, подобрал номинал так, чтобы при полном заряде АКБ ток на диодах был близок к максимальному (у меня это было 19,7мА).

Далее, надо было герметизировать корпус каждого из фонарей. Для этих целей, я посадил защитное стекло на клей, а резьбу промазал герметиком.

Ну и крайний штрих – осталось закрепить осветители на световом рыме, но это проблем не доставило, поскольку саморезы, вкрученные в пластик, обеспечивали требуемую жёсткость конструкции.

Ну и финальный штрих – установка всего этого на носу лодки.

Пока, по моим прикидкам, дальности света вполне хватит для работы на минимальной и маневровой скорости, но для полного хода, конечно, маловато. Пока это не критично, ибо и с вперёдсмотрящим датчиком эхолота есть свои сложности в скоростном режиме (подробнее об этом написано в конце этого обзора – https://pivo-msu.livejournal.com/214403.html ), но со временем, конечно, надо и с датчиком проблемы решить, и свет помощнее поставить, ибо планы наполеоновские, и ночные переходя на лодки там присутствуют.

Ни и теперь осталось подключить всё это в один узел управления. Собственно, тут никаких хитростей – кусок покрашенной фанеры и обычные выключатели. Да, влагозащиты нет, но в дождь эту штуку можно накрыть или спрятать под банку (в смысле, под сидушку лодочную, а не под стеклянную банку, которой в лодке вообще не место).

А саму эту штуку я, через стандартный разъём прикуривателя, подключил к разводке бортовой сети (подробнее о системе разводки я писал здесь – https://pivo-msu.livejournal.com/213788.html ).

На воде пока не испытывал, но в квартире получилось вот так:

На сим всё, как погода позволит – будут испытания в реальных условиях. А с тюнингом почти всё, осталось только ходовой тент сделать.

Навигационные огни

Огонь кормовой Easterner белый, хромированный пластик (C12496)

Артикул производителя C12496

Страна бренда Тайвань

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 красный, черный пластик (30092)

Артикул производителя 30092

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь топовый Lalizas Classic 12 белый, черный пластик (30094)

Артикул производителя 30094

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь топовый Lalizas Classic 12 белый, белый пластик (30104)

Артикул производителя 30104

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 белый, черный пластик (30093)

Артикул производителя 30093

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 белый, белый пластик (30103)

Артикул производителя 30103

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 красный, белый пластик (30102)

Артикул производителя 30102

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 зелёный, черный пластик (30091)

Артикул производителя 30091

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь бортовой Lalizas Classic 12 зелёный, белый пластик (30101)

Артикул производителя 30101

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь комбинированный Easterner красный и зелёный, хром. (C14030)

Артикул производителя C14030

Страна бренда Тайвань

Огонь комбинированный Homer красный и зеленый, белый пластик (050220)

Страна бренда Тайвань

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Огонь топовый Homer белый, белый пластик (50218)

Страна бренда Тайвань

Огонь кормовой Homer белый, белый пластик (50219)

Страна бренда Тайвань

Огонь бортовой Homer красный, белый пластик (050217)

Страна бренда Тайвань

Огни бортовые Easterner 2шт. красный и зеленый, чёрный пластик (C91001)

Артикул производителя C91001

Страна бренда Тайвань

Огонь бортовой Homer зеленый, белый пластик (050216)

Страна бренда Тайвань

Огонь комбинированный Lalizas Classic 12 красный и зеленый, черный пластик (30095)

Артикул производителя 30095

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огонь комбинированный Lalizas Classic 12 красный и зеленый, белый пластик (30105)

Артикул производителя 30105

Модель Classic 12

Страна бренда Греция

Огни бортовые Easterner 2шт. красный и зеленый, белый пластик (C91002)

Артикул производителя C91002

Страна бренда Тайвань

Страна бренда Тайвань

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Страна бренда Тайвань

Огонь кормовой Easterner белый, хромированный пластик (C14172)

Артикул производителя C14172

Страна бренда Тайвань

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Страна бренда Тайвань

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Производитель Hella marine

Страна бренда Австрия

Огонь круговой Easterner переносной белый, белый пластик (C14260)

Артикул производителя C14260

Страна бренда Тайвань

Огонь круговой Homer на стойке белый, пластик (050309)

Страна бренда Тайвань

Огонь комбинированный Homer черный, пластик (050204)

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector