База подводных лодок в Балаклаве

Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится музей в Крыму?

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе Балаклавской бухты, в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как набережная Назукина и крепость Чембало.

Объект 825ГТС на карте Крыма

История базы подводных лодок

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии. После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было. Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе делала подобный проект комплексным.

В 1953 г. в одночасье Балаклава стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание. Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса. Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер. Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни. Но главные достопримечательности – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Экскурсия проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м. По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

Экскурсия по комплексу платная, но цены более чем демократические, можно даже сказать символические. Делать фото здесь разрешено, причем совершенно бесплатно, а вот за съемку на видеокамеру придется немного доплатить. В летний период эта достопримечательность Балаклавы открыта ежедневно, зимой же – только в выходные дни.

Как добраться до Объекта 825ГТС?

В этом нет ничего сложного, особенно для хорошо знающих окрестности Севастополя граждан. Но и для всех остальных это не будет проблемой, нужно лишь сесть на автобус №9, 94 или 99 и доехать до остановки «Оболонь», откуда до музея рукой подать.

На машине доехать до Музея подводных лодок от Севастопольского автовокзала можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°29′56″N (44.498917), 33°35′49″E (33.597021).
  • Телефон: +7 (978) 889-10-56.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Режим работы: с 10:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 150 ₽, для детей – 75 ₽.

Посещение Балаклавского Музея подводных лодок – это нечто невообразимое, даже для людей, далеких от военной истории. Оно будет чрезвычайно интересно и увлекательно. Но главная изюминка этого места – его необычность, ведь подобного нельзя увидеть более нигде! В завершении смотрите видео об указанной достопримечательности.

База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею

На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.

Балаклава — городок с многовековой историей

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

Долгие годы Балаклава оставался одним из закрытых населенных пунктов, а сегодня привлекает туристов всего мира, потому что в нем в середине 20-го столетия базировался сверхсекретный военный комплекс — завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве.

Военно-морской подземный музейный комплекс

Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

  • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
  • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
  • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
  • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
  • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок

История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).

Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель. В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть). Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.

В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.

В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.

В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.

Как доехать до музея в Балаклаве

Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22

Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.

Стоимость экскурсий, время работы

Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:

  • Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
  • Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56

Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.

Стоимость экскурсий:

  • стоимость билета для взрослого — 200 руб.
  • для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
  • экскурсия на катере 275 руб.

Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.

Время работы музея:

  • Понедельник и вторник — санитарные дни.
  • Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.

Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:

Тайна Балаклавы. Как секретная база подводных лодок стала музеем

Раньше в Балаклаве под Севастополем была уникальная ремонтная база подлодок, которую потом разграбили. А что там сейчас?

Почему Севастополь был закрытым городом?

Севастополь, как утверждают местные жители, — один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима — но и воспоминания о лете согревают.

В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой — можно попасть в музей, который так и называется — «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей — летом там спасаются от зноя.

Много лет в совет­ские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.

После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство совет­ского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина: найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.

Что спрятали в горе Таврос?

Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку — и была разбита защитниками Севастополя.

Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа — по­средине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители.

Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.

База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС». Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.

Весь комплекс состоял из изогнутых туннелей и огромных отсекающих дверей, которые должны были в случае ядерной атаки гасить ударную волну. В случае атомной войны здесь могли укрыться не только военные, работники доков и ремонтной базы, но и жители всей Балаклавы. Когда США разместили в Турции ракеты «Геркулес», а следом разгорелся Карибский кризис и обстановка в мире накалилась донельзя, подлодки Балаклавы были приведены в боевую готовность.

Останется ли база музеем?

В отличие от многих подобных объектов секретный пункт базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР и даже использовался до 1993 г. Последняя подводная лодка вышла из Балаклавской бухты в 1996 г. Потом самостийная Украина, объявившая себя страной, свободной от ядерного оружия, сообщила, что нужды в этом объекте не испытывает. На рубеже двух столетий базу, оставшуюся без охраны, разграбили чуть ли не тотально. Сняли и продали на металлолом даже многотонные ворота. Чтобы сохранить хоть что-то, территорию объявили музеем.

Этот музей теперь кто-то считает памятником эпохе могущества советского воен­прома. Кто-то называет музеем холодной войны. Как бы то ни было, он стал одной из досто­примечательностей Крым­ского полуострова и едва ли не самым посещаемым музеем Балаклавы и Севастополя.

Сегодня севастопольцы с надеждой делятся друг с другом очередными слухами: а не объявят ли снова город закрытым? Не откроют ли на месте музея в Балаклаве старую рембазу? Не поторопились ли мы когда-то списать холодную войну в музей — когда в мире вокруг нас вон сколько поджигателей?!

ru_travel

путешествия и прочее

Крым, Балаклава, база подводных лодок

Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место — некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс «Балаклава» или попросту музей подводных лодок.

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС — гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.

Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.

На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.

Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности.

. и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С

Главная галерея, ведущая к сухому доку.

Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.

Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для «купания» торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.

В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.

На выходе из МТЧ — участок сдачи торпед на подводные лодки.

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.

Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.

Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок «Металлист».


В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка «Тритон — 1М» — носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.

Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Сухой док — особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.

В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки — специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.

Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.

Слева видим погрузочную площадку.

Пошли в сторону ядерного арсенала — объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами

Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

Освещение на случай ЧП.

Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.

Выставка, посвященная военным преступления США.



Первый зал — ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).

Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.


Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.




Поводная лодка 690 «Кефаль» в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.

Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.

  • 7 comments
  • Leave a comment

Хороший ход: мне самому лень почесать, поэтому пошевели, мил-человек, за меня лапой. Не собираюсь превращаться в «негра», но что копать — намекну.

Вот текст, скопированный из Вики:
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

А теперь эту разлю-лю-люшную клюкву (кстати, почти про все секретные объекты СССР ходит аналогичная байка) следует откорректировать. 825 ГТС создавалась в рамках комплексной программы, начатой постановлением Совмина от 11.06.52. Но речи о 825 ГТС еще не было. 03 января 1953 года Морской генштаб выпустил директиву о начале строительства подземных объектов. Собственно, план Балаклавы появился только в 1954 году, когда завершили разработку «Зональной схемы Главной базы ЧФ — Севастополь». Вот тогда и началось строительство 825 ГТС. А все эти сказки про «Сталин поручил найти место, а Берия подыскал» — для оболванивания детей. Ссылки на документы не даю, более подробную историю объекта при желании можно восстановить по документам без особого труда.
Мораль: копируя тексты из Вики, обязательно надо проверять факты. Рассказывая о европейских делах, мне неоднократно приходилось напарываться на грубейшие ляпы русской википедии. Вики дает направление (что очень ценно, разумеется), но не является догмой.
И не забывайте ставить кавычки. ))

Часть 4: База подводных лодок в Балаклаве

В этом обзоре я расскажу про одно из грандиознейших сооружений холодной войны, построенный в середине 20ого столетия — подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта «C» — ЦБХ (Центральная база хранения и эксплуатации ядерного оружия) (Обзор про аналогичный объект возле Судака). Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течении месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране «Безъядерного статуса», поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал не нужным. В период с 1993 по 2003 гг. бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.
К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно- торпедная часть, генераторная с топливо — хранилищем, а также система недостроенных штолен.

Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших куруртных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить судна иностранных гостей.

Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.

В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.

Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают — к противоположному порталу.

За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.

В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.

Уцелевшая схема «Кабельной сети боевой торпеды».

В 1963 были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» — подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Глубина залегания комплекса, к окончанию его возведения, относительно наивысшей точки горы, составила 126 метров. Степень прочности позвояла выдердать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Шкиперская (кладовая на для хранения тросов, брезентов, цепей и прочего палубного имущества).

Схема объекта. Не претендует на доскональную достоверность. Желтым цветом показана экскурсионная часть.

Но это еще не все! На небольшом отдалении от северного портала, расположено «Сердце объекта» — подземная автономная электростанция, а также недостроенные штольни неизвестного назначения.

1. Объект 825 ГТС
2. Объект 820 РТБ
3. Минно- торпедная часть
4. Подземная электростанция
5. Недостроенные штольни.

Именно здесь запитывались мощностями оба объекта. Однако и электростанцию можно смело назвать автономной. Связь между электростанцией и базой осуществляется через небольшой технологический коллектор.

В этих залах раньше располагались большие дизельные генераторы.

На стене остатки системы дымоотведения.

Самое захватывающее место этого объекта — огромный топливный резервуар.

Сразу отпадают вопросы о том, как такой комплекс мог существовать месяцами на автономном обеспечении. На стенах виден след от уровеня последнего заполнения резервуара.

Один из порталов в электростанцию. Слева в зарослях скрывается штольня, ведущая напрямую в минно- торпедную часть.

Здесь зачем- то поставили датчики.

Еще севернее, расположена небольшая система штректов. Возможно предполагалось расширение электростанции.
Судя по габаритам, в этой штольне должен был расположиться ходок.

Местами встречается кирпичная кладка. Выделяются отдельные помещения.

А еще здесь стоит просто невыносимая вонь и много мусора.

На этом все. Спасибо за внимание! В следующем обзоре я расскажу про ряд интересных мест, расположенных в окрестностях Балаклавы.

А теперь вопрос к знатокам. Какое назначение имеют штольни на противоположном берегу под Крепостной горой и как они использовались раньше? Из одного из порталов на наших глазах вышел военный офицер. Подойти непосредственно к самим выходам нам помешала быдло частная охрана частных домов, выстроенных на побережье.

2. Центральня база сборки и хранения ядерного оружия. Объект № 712 «С».

3. База подводных лодок (Объект №825) и ядерный арсенал (Объект № 820 «С»).

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector